Ростовские зоозащитники обратились в прокуратуру Железнодорожного района Ростова с заявлением, призывающим проверить законность деятельности Городского центра управления численностью безнадзорных животных. Добровольцы обвиняют ЦБЖ в несоблюдении правил отлова и умерщвлении четвероногих антигуманным способом, доставляя им непереносимые страдания.
Судебные дела по вопросам жестокого обращения с животными в России возбуждаются крайне редко. В отношении муниципального органа, призванного контролировать численность зверей – тем более. Иск является уникальным правовым прецедентом не только на уровне города и области, но и страны.
«Аналогичные дела уже выиграны нашими коллегами в десяти российских городах, включая Краснодар, Саратов, Воронеж, Новосибирск. Поэтому мы, как никогда, рассчитываем на победу», – заявила президент городской общественной организации «Общество защиты животных» Наталья Демичева.
В чем, собственно, заключаются претензии зоозащитников? На протяжении долгого времени деятельность ЦБЖ, а также компании-подрядчика «Служба Бася», выполняющей работы по сокращению численности безнадзорных животных, является предметом особой обеспокоенности. Очевидцы фиксируют немало случаев, когда животные (в том числе имеющие хозяев) умерщвлялись на месте отлова и не доставлялись в пункт временного содержания.
«Это происходит так: в бродячую собаку или кошку вкалывают большую дозу курареподобного препарата, скорее всего, «Адилин-супер». После инъекции у животного расслабляются мышцы, в том числе дыхательные. Оно не может шевелиться, но при этом мучительно, находясь в полном сознании, задыхается от спазма диафрагмы. Смерть наступает в течение 1–10 минут. Выживших доставляют в ЦБЖ, где после непродолжительного карантина (от трех до 10 дней) подвергают процедуре повторно. Пока не умрут. Затем трупики отправляют на утилизацию. Это ведь значительно упрощает проблему, не так ли? И не нужно никого везти в специализированный приемник и оставлять там на полгода, искать потенциальных хозяев. А ведь центр управления численностью безнадзорных животных обязан это делать!» – сетует Наталья Демичева.
По закону, отлов безнадзорных зверей должен осуществляться с использованием специальных, не травмирующих технических приспособлений. Лица, осуществляющие отлов и транспортировку животных, обязаны доставлять их в пункт содержания. Если собака стара, изувечена или социально опасна, собирается специальная комиссия, решающая ее дальнейшую судьбу. При умерщвлении используются только медикаментозные средства, исключающие предсмертные страдания животного. Остальных найденышей организация обязана содержать в питомнике до полугода.
Если имеются основания полагать, что отловленные звери домашние, сотрудники центра должны принять меры по розыску их владельцев – гласит Гражданский кодекс РФ. Однако зоозащитники уверены: в Городском центре управления численностью безнадзорных животных эта норма не соблюдается, а претензии, которые неоднократно направляли в ЦБЖ хозяева животных, продолжают игнорироваться.
«Однажды у нас отвязалась собака, которую мы не могли найти в течение нескольких дней. Решил обратиться в Городской центр управления численностью безнадзорных животных: вдруг мой питомец там. Но как только я пришел на улицу Портовую, 1/7, с меня потребовали какие-то документы, фотографию пса. А откуда они у меня? В общем, на нет и суда нет. Разговаривать дальше со мной не захотели, захлопнули перед носом дверь и все», – рассказал ростовчанин Владимир Меньшов.
Почему горожанам не предоставляют информацию о потерянном питомце и не разрешают его забрать без официальных бумаг, загадка. В Городском центре управления численностью безнадзорных животных прокомментировать эту ситуацию по телефону отказались.
«Чтобы пообщаться со специалистами, необходимо договориться о встрече, приехать к нам с рабочим удостоверением в заранее оговоренное время», – сообщили корреспонденту 161.ru на другом конце провода.
Тем не менее предварительное слушание дела уже состоялось, и первое судебное заседание назначено на 25 декабря. Зоозащитники подчеркивают, что не ставят перед собой задачи закрыть центр. Они только хотят прекратить страдания кошек и собак от применения препарата, вызывающего удушье. Ведь даже Ассоциация действующих ветеринаров России и Всероссийский центр защиты прав животных «Вита» признали использование «Адилин-супер» негуманным. И суды 10 городов страны это поддержали. Будет ли ростовская Фемида солидарна с коллегами других регионов России, покажет уже ближайшее время.
Фото: Фото с сайта Telegrafua.com