Депутаты Законодательного собрания Ростовской области могут остаться без права бесплатного проезда во всех видах транспорта. Это положение областного закона о статусе депутата генпрокуратура РФ в ЮФО признала незаконной. Ситуация вызвала противоречивые оценки парламентариев: кто-то назвал льготу анахронизмом и пережитком советских времен, а кто-то – желанием политических недругов парализовать работу народных избранников.
Депутаты региональных парламентов обросли незаконными льготами, пришли к выводу в управлении Генпрокуратуры РФ в Южном федеральном округе. В Калмыкии, например, досрочно прекратившим полномочия выплачивали две ежемесячных зарплаты. В Адыгее, Астраханской области и на Кубани депутатам, которые работали без открыва от основой деятельности, гарантировали прибавку к пенсии. В Ростовской области нарушения нашлись в положениях закона о статусе депутатов Законодательного собрания. Документ гарантирует бесплатное пользование железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом.
«При наделении депутатов правом на бесплатный проезд представительный орган не только нарушил требования федеральных законов, но и превысил предоставленные ему полномочия в сфере нормотворчества. Это связано с тем, что отношения по перевозке пассажиров регулируются гражданским законодательством, находящимся в исключительном ведении Российской Федерации», – подчеркнули в управлении Генпрокуратуры РФ в Южном федеральном округе. Сейчас надзорное ведомство готовит требование исключить из закона незаконные пункты.
В профильном комитете донского парламента с выводами генпрокуратуры не спорят. Ситуация возникла из-за того, что закон о статусе депутата принят в 1994 году, задолго до принятия актов, которые регулируют правила пасажироперевозок, пояснил председатель комитета ЗС РО по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр Ищенко.
«Любое решение должно приниматься с учетом той или иной нормы. Норму о бесплатном проезде мы установить не имеем права. Эта льгота будет отменена, здесь никаких споров нет», – поясняет Александр Ищенко.
Льготу на проезд собеседник 161.ru назвал анахронизмом, который достался от советских времен. Практически никто из депутатов этим правом не пользуется, констатирует он: сумма расходов на бесплатный проезд парламентариев не превышает 20 тысяч рублей.
«Мы стараемся отказываться от всех льгот в натуральной форме, большую часть их мы давно поотменяли. Думаю, большинство депутатов и с этой нормой без сожаления расстанется», – предполагает председатель профильного комитета.
Впрочем, его точку зрения разделяют далеко не все даже в границах одной фракции. Так, единоросс Владимир Катальников говорит, что отмена льготы серьезно ударит по карману депутатов, живущих в отдаленных районах Ростовской области.
«Почему депутаты, которые представляют отдаленные районы, должны ездить по работе – на профильные комитеты, на заседания, встречи с избирателями – за свои деньги? В современных компаниях сотрудникам оплачивают телефоны, бензин, другие расходы, связанные с работой, и это вполне достойная практика, – размышляет депутат ЗС РО. – И потом: закон работает с 1994 года, где все это время была прокуратура? Мы ни один закон не принимаем без предварительных согласований с множеством структур, в том числе и с прокуратурой. И если есть замечания, то их мы всегда исправляем. Почему тогда сложиласть такая ситуация, чья это некомпетентность?»
С еще большим негативом предстоящую отмену бесплатного проезда восприняли в единственной оппозиционной фракции регионального заксобрания – КПРФ.
«В Законодательном собрании два человека пользуются этой льготой, и оба – коммунисты. Получается, нас снова хотят ущемить хоть в чем-то. Когда воруют государственное имущество миллиардами, этого никто не замечает. А коммунисты пользуются на тысячу рублей в месяц, и то эту льготу нужно убрать. А почему? Потому что мы ставим вопросы по реально наболевшему у людей. В регионе закрываются предприятия, как люди будут Новый год отмечать, если задолженность по зарплате 200 миллионов? Те три-пять тысяч, которые выходят на эту льготу, проблему задолженности не закроют – вот о чем нужно думать сейчас, – заявляет руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Ростовской области Евгений Бессонов. – Но мы в любом случае выдержим и этот небольшой укол спичкой».
Проблема «доставки» в Ростов-на-Дону депутатов, представляющих отдаленные районы Ростовской области, будет решена, заверяет Александр Ищенко. Законодатели смогут в полном объеме выполнять свои задачи.
«Проблема решается очень просто: если депутат едет на заседание законодательного собрания или комиссии, он приобретает билет за личный счет, а потом ему возместят эту сумму за счет сметы ЗС РО. Такой порядок существует, и он будет применяться в отношении этой нормы», – рассказывает председатель комитета по законодательству.
Даже в этом случае депутатский проезд не слишком обременит региональный бюджет, продолжает Александр Ищенко. Ведь три четверти депутатов живут либо в Ростове, либо в ближайших его окрестностях. Оставшейся четверти расходы возместят.
Фото: Фото пресс-службы ЗС РО