Группировки экстремистского и националистического толка усиливают свое влияние на молодежь Дона. Об этом заявили власти региона на заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка. Что делать, решали если не в экстренном порядке, то по крайней мере в срочном.
Молодежный экстремизм стал повседневным явлением как в Ростове, так и в районах области, звучат откровенные слова собравшихся в правительстве региона силовиков. Уникальное географическое расположение Ростовской области, социальные сети, неформальные националистические молодежные группировки и как итог участившиеся стычки местных с приезжими, перерастающие в массовые акции протеста.
По словам министра образования области Ларисы Балиной, у нас 14 государственных и 11 негосударственных вузов плюс сеть филиалов московских, питерских и других высших учебных заведений. К нам едут учиться со всего ЮФО и СКФО. Вот статистический «расклад» сегодняшнего студенчества: более пяти тысяч человек – выходцы из республик Северного Кавказа, 147 из них – так называемые целевики, еще приезжие из Калмыкии, КБР, КЧР, и отдельным пунктом – 859 студентов из Ставропольского края. Отдельный пункт – это потому, что из 859 жителей соседнего Ставрополья практически все – те же выходцы из Северного Кавказа.
Это очное обучение. На «заочке» лидирует Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария – все заочники, как правило, проживают в Ростове. Министр Балина между тем настаивает: в области работают программы по предупреждению националистических и экстремистских проявлений среди молодежи, в совет ректоров введены силовики всех уровней. Неконтролируемыми остаются только социальные сети.
В противовес ей выступает заместитель начальника ГУ МВД России по Ростовской области Антон Грачев. Он называет молодежные организации, которые «прочищают» студентам мозги, делая упор на националистической нотке: «Новая Русь», «Русский образ», «Сварожич», «Сопротивление Юг», Straight Edge. А еще националистически настроенные фанаты – эдак человек 200.
«Возросла напряженность между коренным населением и выходцами из Северного Кавказа. Так, с начала года зарегистрировано семь конфликтов между молодежью разных национальностей. Все конфликты возникли на бытовой почве и переросли в национальные, – говорит Антон Грачев. – Что касается пропаганды экстремистской деятельности: 118 источников и 14 фактов размещения материалов экстремистского толка в Интернете. Из более 1800 студентов с Северного Кавказа 45 совершили преступления, также возбуждено два уголовных дела за распространение радикальной идеологии».
Полковник Грачев приводит цифры: в области с начала года совершено 111 преступлений экстремистского характера, а в прошлом году за аналогичный период – только 60. Масла в огонь подливает и начальник регионального управления ФСБ России Павел Солодков. Впервые, и при этом в присутствии журналистов, главный чекист Дона рассказывает: в Ростове действовала исключительно женская радикально настроенная группа. Некая Мавлиева проповедовала студенткам радикальный ислам, обращая «неверных» в эту веру.
«Лидер группы, Мавлиева, уже задержана», – коротко отчеканил генерал Солодков. Он не сообщил, скольким девушкам задержанная успела промыть мозги, однако привел другие цифры. Всего ведомство генерала Солодкова отправило в правительство страны, региона, Совбез 75 «нехороших» материалов.
Силовики вспомнили и нашумевшее дело об убийстве в центре Ростова турка-месхетинца. Тогда по подозрению в жестокой расправе задержали нескольких ростовских парней, изначально их причислили к фанатам. Теперь точно установлено, что подозреваемые – члены националистических организаций «Патриот» и «Славянская сила», уточняет Павел Солодков. Он также не прошел мимо темы так называемого политического экстремизма, в который активно вовлекается молодежь.
«Все более масштабными становятся попытки вовлечения молодежи в протестную деятельность в политической сфере. Для этих целей используются проблемы как социально-экономических, так и межэтнических отношений. Деструктивные силы пытаются переориентировать протестный потенциал молодежи на политическую сферу. Свидетельством этого является все более масштабное участие молодежи в массовых митингах протеста под лозунгом «За честные выборы». В соцсетях для решения социальных проблем распространяются идеи о смене власти», – констатирует генерал.
Выслушав факты, губернатор Василий Голубев в строгой, но деловой форме потребовал усилить работу по противодействию экстремизму в молодежной среде. Та самая молодежь, говорит губернатор, ни сном ни духом не подозревает о каких-то там программах, которые не только разработаны, но даже реализуются. Во всяком случае к такому выводу губернатор пришел, откровенно пообщавшись со студентами в Неклиновском районе.
«Если мы сами не развернемся лицом к молодежи, не найдем четкие, понятные рычаги, не определим алгоритм действий, понятный для студентов, все останется только разговорами, все действия будут бесполезны», – резюмировал Василий Голубев.
Фото: Фото с сайта Кasparov.ru