Ипотека без первоначального взноса появилась в России в 2006 году, но уже через два года исчезла с рынка. Информация о том, что возвращение этого продукта не за горами, уже появилась. С чем связана такая непопулярность среди банкиров ипотеки без первоначального взноса и стоит ли ждать появления этого продукта и рассчитывать на его доступность в следующем году, прокомментировал председатель правления «Росбанка» Владимир Голубков:
«Возвращение ипотеки без первоначального взноса останавливает очень простая ситуация. Как все мы знаем, этот продукт появился до кризиса 2008 года, и он был востребован людьми, которые были заинтересованы в инвестиционной привлекательности своих вложений. То есть люди, рассчитывая на интенсивный рост жилья, покупали квартиры и потом их продавали. Тогда это был своего рода бизнес такой. К сожалению, как показал опыт кризиса, когда цены пошли вниз, среди этих кредитов процент невозврата был очень большой. Так как условия по этому продукту в разы или даже на порядок отличались от обычных ипотечных кредитов, что свидетельствует о низком качестве заемщика. Естественно, люди не задумывались о жестких условиях, так как покупали квартиру для себя в расчете на некий инвестиционный доход. На сегодняшний день рынок недвижимости изменился. Роста цен не наблюдается, и такая стратегия становится очень рискованной.
Я понимаю, что условия нынешних ипотечных продуктов многих сдерживают: накопить первоначальную сумму – достаточно тяжелая задача. Но мы предлагаем другой способ. У нас есть накопительный депозит специально под первый ипотечный взнос и для корпоративных клиентов (участников зарплатной программы) с подтвержденным доходом у нас предусмотрен минимальный первоначальный взнос.
И тем не менее я считаю, что полная отмена первоначального взноса может привести к значительному росту рисков. С этим согласно большинство банков на рынке на сегодняшний день. Я не исключаю, что в ближайшее время в маркетинговых целях кто-нибудь такой продукт запустит, но для меня очень сомнительно, что выдачи по нему будут серьезными. Можно объявить, что есть такой продукт, и с другой стороны ограничить его выдачу с помощью достаточно жестких условий и большой процентной ставкой в том числе».