Российское законодательство в отношении наркопотребителей и наркодельцов должно претерпеть серьезные изменения. Такое заявление сделал в Ростове-на-Дону во вторник, 25 октября, директор ФСКН России Виктор Иванов.
С одной стороны, глава ведомства предлагает ввести альтернативное наказание мелким воришкам «под дозой», с другой, – ужесточить наказание тем, кто занимается торговлей наркотиками.
По сути, господин Иванов предлагает новую национальную антинаркотическую модель. Для обсуждения этой самой модели в донской столице собралась представительная делегация – от Верховного Суда до института демографии.
Ранним утром в ростовском храме преподобного Серафима Соровского суетятся. Женский реабилитационный центр Подворья Свято-Серафимовского храма посещает директор ФСИН России, он же председатель Государственного антинаркотического комитета (ГАК) Виктор Иванов. Здесь девушки и вполне взрослые леди проходят реабилитационный курс. Практически все они в прошлом – дезоморфинщицы. Сегодня многие из них обзавелись семьями. Они поверили в то, что их болезнь излечима. Самой младшей «прихожанке» – 15 лет. Обсуждение столь глобального проекта на донской земле неспроста. Именно Ростовская область в числе первых регионов страны ввела наркотическое тестирование подростков – предложение, которое озвучили на недавно прошедшем в Иркутске заседании Госсовета.
«Сегодня наркомания, которую президент России выделяет в качестве угрозы национальной безопасности, для нашего региона очень актуальна. По данным на первое полугодие, на официальном учете стоят свыше 10 тысяч наркозависимых жителей Дона, – говорит губернатор Ростовской области Василий Голубев. – Антинаркотическая комиссия области строит свою работу с учетом положений стратегии антинаркотической политики России. В регионе разработаны документы, которые устранили часть законодательных пробелов в профилактике наркомании, в том числе и среди несовершеннолетних, введена система раннего выявления и учета групп риска. Создана региональная система мониторинга наркоситуации и профилактической работы. Сейчас в регионе проводится тестирование более 33 тысяч учащихся ПТУ и лицеев на предмет употребления наркотиков. В следующем году мы проведем тестирование старшеклассников». То, что делается «на земле», это немало, и предложения поступают толковые, подхватывает слова губернатора первый зампред Совета Федерации Александр Торшин. Главное, считает он, не увлекаться карательными мероприятиями. Именно этот аспект и озвучивает как предложение изменить административное и уголовное законодательства Виктор Иванов.
«Сегодня государство осуществляет административную практику через МВД. Составляется порядка 150 тысяч протоколов в отношении наших сограждан, которые находятся в обществе в состоянии наркотического опьянения. Но как мы поступаем? Мы их наказываем рублем. Средний размер штрафа составляет порядка 600 рублей. Наказали – отпустили, в надежде, что это подействует на них отрезвляюще. Но ведь не действует, – обосновывает глава ФСКН России. – Более того, мы сами их подталкиваем к тому, чтобы купить дозу: они идут на мелкое преступление – отнимают, к примеру, мобильник, крадут сумочки. Задача состоит в том, чтобы выработать юридический правовой механизм: раз общество выявило такого наркопотребителя, то надо сделать так, чтобы он прошел курс лечения. Именно поэтому мы предлагаем вопрос альтернативной ответственности – это альтернатива уголовному наказанию! Например, в Швеции и во Франции такая альтернатива действует. Свыше 100 тысяч человек таким образом направляются на лечение – им предлагают лишение свободы либо лечение. Все выбирают лечение. Это процессуально закрепляется. Человек делает добровольный выбор. Все это касается вопроса сокращения спроса». Второе, что предлагает ФСКН, – ужесточить наказание наркобарыгам.
«Мы предлагаем инновацию, связанную с тем, что наркобизнес – это криминальный бизнес с вектором экономической наживы. Поэтому задача – выбивать экономическую составляющую из-под ног наркодельцов, – настаивает Виктор Иванов. – Ведь только афганский наркотрафик на российском направлении оценивается в 17 млрд долларов ежегодно. Вырученные от реализации средства используют через легализацию, вплетение средств в производство, покупку недвижимости, открытие счетов, скупку акций. А это и есть отмывание (статья 174 УК РФ. – Прим. автора). Поэтому мы ставим вопрос, чтобы лица, которым предъявлено обвинение в торговле наркотиками, сами доказывали легальность приобретения имущества и источники. Сегодня они этого делать не должны. Этим занимаются следователи, которые ищут доказательства. В этом смысле опыт стран «восьмерки», стран «двадцатки» надо бы востребовать в России. Тогда люди трижды подумают, заниматься им наркоторговлей или нет – ведь можно лишиться всего». Все эти предложения директор ФСКН России Виктор Иванов давненько отправил на рассмотрение в Государственную думу.
«Но дума почему-то не торопится с рассмотрением этого проекта», – резюмирует Виктор Иванов. Сидящие в зале два депутата Госдумы тяжко вздыхают, кивают головами и... разводят руками.
Фото: Видео Юрия ЛЯШКО