Если ваш дом привели в порядок за счет государства к приезду высоких гостей – не спешите радоваться. За «потемкинские деревни» тоже ведь кто-то должен платить.
В 2007 году, к проведению в Ростове заседания Госсовета, дом 236 по улице Красноармейской решили прихорошить. Не отремонтировать, конечно, но хотя бы сделать так, чтобы взгляд высокопоставленных гостей не оскорбляла убогая серость 50-летней хрущевки. Поскольку проезжающим кортежам могли быть видны только три стены дома, их и покрасили.
«Окраску фасада с нами, как с собственниками здания, тогда никто не согласовывал, и получилось буквально так, что мы проснулись, а стены уже почти побелены, – рассказывает жилец «Дома с активной гражданской позицией» Александр Райко. – К тому моменту уже вовсю действовал Жилищный кодекс, в соответствии с которым все расходы по содержанию и ремонту всего здания несут собственники приватизированных квартир, и мы, естественно, начали волноваться, что плату за работы по покраске, которую мы не планировали и не заказывали, повесят на нас. Но в районной администрации жильцов клятвенно заверили, что платить мы за это не будем – за все платит муниципалитет».
Жильцам дома №236 по ул. Красноармейской палец в рот не клади: они называют себя «Домом с активной гражданской позицией», ведут интернет-дневник в ЖЖ и уже попортили немало крови местным чиновникам. Пару лет назад им чудом удалось не только отвоевать в судах свой подвал, незаконно переданный муниципалитетом в посторонние частные руки, но и «уйти» судью, которая волокитила с их иском по этому делу.
Властям они не доверяют давно и крепко, но – дареному коню в зубы не смотрят – порадовались неожиданному подарку судьбы в виде трех покрашенных кое-как фасадов.
Расплата наступила тогда, когда наконец-то начали рассматривать заявку дома на капремонт по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ.
«Как эти заявки рассматриваются, и кто попадает под эти программы – разговор особый, – говорит Александр Райко. – Нас несколько раз пытались выкинуть из списка. А когда включили все-таки, то тут выяснилось, что у нас не хватает комплексности. То есть дом должен нуждаться в большом объеме ремонта. Нам сказали, что поскольку фасад дома отремонтирован в 2007 году, «комплексность» уменьшается, и в ремонте отказали». Как ни пытались возмущенные квартировладельцы указать и на три стены, и на отсутствие в этой операции их согласия – чиновники остались глухи.
Жильцы приуныли и вспомнили слова своего мудрого соседа дяди Изи, в начале 90-х предусмотрительно отчалившего на Землю Обетованную: «Так хорошо и бесплатно быть не может. Где-то должен быть подвох!»
Краска на доме, положенная наспех, начала осыпаться сразу после Госсовета.
О других проблемах 50-летней хрущевки можно и не спрашивать.
В Департаменте ЖКХ, который занимался составлением списков, ссылаются на некие методические разработки, которые никак не позволяют включить дом в список нуждающихся в ремонте, несмотря на закон. С каких пор методички стали выше закона – никто не сообщает.
Юрист Фонда содействия реформированию ЖКХ Елена Мохань, узнав о жертвах «потемкинской деревни», заинтересовалась этим делом и пообещала детально разобраться в инициативах местных чиновников от ЖКХ.
А вот эксперт в области защиты прав потребителей услуг ЖКХ Виталий Криворот считает, что жильцам – прямая дорога в прокуратуру. «Здесь исковое заявление не подашь. Надо просто идти в прокуратуру и жаловаться на нарушение со стороны органов власти», – считает он.
Сами активисты дома готовятся к очередному витку войны. В управляющей компании им уже прозрачно намекнули, что отчисление из списка на капремонт – не что иное, как месть районных чиновников. Ведь злополучный подвал, которые жильцы отвоевали, был продан при явном пособничестве сотрудников муниципалитета. Решением суда сделка сорвалась, и кому-то из чиновников пришлось возвращать полученную взятку. О сумме «сделки» ничего неизвестно, так что и о масштабах предстоящей войны жильцы «Дома с активной гражданской позицией» могут только догадываться.