После того как он стал победителем V Всероссийского конкурса муниципальных образований в номинации «Лучший глава муниципального образования»... в его жизни ничего не изменилось. Он по-прежнему живет работой и даже не представляет себя вне политической жизни региона. Главу города корреспондент 161.ru застал за приготовлениями к церемонии награждения победителей городского конкурса в сфере благоустройства. Но мэр Таганрога Николай Федянин все же нашел время, чтобы ответить на вопросы о прошлом, настоящем и будущем любимого города.
– Николай Дмитриевич, поздравляем вас с победой в конкурсе! Как вы себя чувствуете в звании лучшего мэра России?
– Спасибо! Ощущаю гордость за Таганрог и за то, что именно мне было доверено представлять Донской край в таком значимом состязании.
Но ведь это не первая награда для нашего города. В 2007 году Таганрог победил в аналогичном конкурсе в номинации «Социальная сфера муниципального образования». Летом этого года по итогам другого конкурса город был признан «Лучшим муниципальным образованием России в сфере управления общественными финансами». И вот в ноябре наградили меня, хотя на самом деле эта награда – результат планомерной, кропотливой работы всех таганрожцев. Хочу поблагодарить областную администрацию и лично губернатора В. Ю.Голубева за то, что поддержали мою кандидатуру для участия в конкурсе. И Таганрогу есть к чему стремиться дальше. Моя мечта – победить в конкурсе «Самый благоустроенный город России».
– Думаю, 2010 год запомнится Таганрогу...
– Да, сделано было в этом году очень много. Как известно, 2010 год – год 150-летия со дня рождения А. П. Чехова, объявленный ЮНЕСКО Годом Чехова. Понятно, что центр юбилейных торжеств пришелся на родину великого писателя, нашего земляка. Мы долго готовились к ним, приводили в порядок все чеховские места и город в целом, направив на это в общей сложности из бюджетов всех уровней и средств инвесторов порядка 1,5 млрд рублей. И, как говорится, не зря. Город преобразился, засиял новыми красками.
В день юбилея Чехова к нам приезжал президент России Д. А. Медведев, ведущие российские и мировые театральные деятели, председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин… А потом – чеховские театральный и книжный фестивали, кинофорум, 65-летие Великой Победы, еще один визит президента (хотя мы думали, что два раза в один город в течение года он не приезжает)... И еще много других событий и мероприятий. Очень насыщенный год.
– Тяжело было?
– Интересно! Потому что видишь результат своей работы. И сам Таганрог – город очень интересный. В нем нет равнодушных людей. Население настолько активно... Достаточно посмотреть, как у нас выборы проходят, разброс голосов впечатляет. Демократия у нас на самом высоком уровне.
– Вы это поддерживаете?
– Я поддерживаю президента, который сказал, что систему надо менять. Необходимо, чтобы законодательные органы у нас были шире представлены другими партиями и движениями. Это правильно, потому что, вне зависимости от партийной принадлежности, мы все люди, граждане, жители одного города. Да, я член «Единой России», но как мэр я должен учитывать интересы и потребности всех жителей города. А среди них есть и коммунисты, и справедливоросы, и элдэпээровцы, и беспартийные. Они все – жители Таганрога.
– А в администрации города есть представители других партий?
– Других нет, а вот беспартийные есть. Один из моих заместителей, к примеру, беспартийный. Думаю, просто не созрел еще (Улыбается.).
– А в законодательном органе города какой состав?
– Из 25 депутатов Городской думы поначалу 22 были – единороссы, двое беспартийные и один коммунист. Но потом беспартийные присоединились к «Единой России». Это результат как активной позиции «Единой России», так и слабости ее оппонентов.
– Головная боль глав всех муниципалитетов России без исключения – наступление зимы. Вы человек опытный, поделитесь секретами, как сделать, чтобы снег и холода не наступали у нас «внезапно»?
– Секрет прост: к зиме 2011-2012 годов надо начинать готовиться сегодня. На днях мы будем принимать бюджет города. И если мы в нем не учтем все уроки зимы 2009-2010, следующая зима для нас наступит «внезапно». Уже сегодня надо просчитать, сколько денег необходимо на теплосети, котельные, дорожную технику, что сделать, что улучшить. И с первыми весенними лучами солнца следующего года начинать работу, чтобы закончить ее к октябрю.
– Ростовская область – регион дотационный, денег всегда не хватает...
– Дело в том, что Таганрог – крупный промышленный центр, он всегда был и остается городом-донором. Мы зарабатываем денег больше, чем тратим. Просто живем все в одной стране, доходы уходят в федеральный центр, и уже оттуда распределяются по нормативам численности населения. Бюджет города – порядка 4 млрд рублей. Вот из них 50% формируется за счет оставленных нам собственных доходов, а 50% – дотации и субвенции «сверху». Дают всем одинаково: и депрессивным Шахтам, и нам. Поэтому у всех у нас приблизительно одинаковая дельта для развития. Конечно, я пишу письма, езжу, разговариваю, объясняю: «Мы же город-донор! Дайте еще денег!». Иногда дают.
– Как вы считаете, такая система справедлива?
– Сложный вопрос. Еще год назад я говорил «несправедлива». Но если большинство регионов в стране дотационные, я просто не имею морального права сидеть на мешке с деньгами и распоряжаться ими. Не моя это заслуга, что в Таганроге есть «Красный котельщик», «Тагмет» и мощная оборонная промышленность, хорошо развит бизнес. И разве жители Шахт виноваты, что с угольной отраслью такая ситуация? Они ведь тоже хотят работать и жить в нормальных условиях, пользоваться услугами социальной сферы и получать все блага цивилизации. Я лишь настаиваю на том, что городам-донорам необходимо больше денег оставлять на развитие.
– А что надо развивать в первую очередь в Таганроге, на кого вы ставите?
– Примерно 30% местного бюджета дает малый и средний бизнес. Эта сфера устойчива, мобильна, достаточно легко перестраивается под воздействием новых условий. Она не раз становилась для города палочкой-выручалочкой в сложные периоды, в том числе и во время недавнего обострения мирового финансового кризиса. Поэтому за два года мы увеличили поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства более чем в восемь раз. Пусть развиваются, создают новые предприятия. Это и есть потенциал. Для сравнения: «Тагмет» дает порядка 12% доходов городского бюджета.
– Вы говорите о развитии малого бизнеса, вот г-н Ткачев недавно заявил, что у нас практически в каждом малом городе страны своя «кущёвка». Таганрог тоже относится к малым городам. Как вы прокомментируете такое заявление?
– Во-первых, Таганрог – не малый, а средний по российским меркам город. А во-вторых, с Ткачевым я не согласен. Да, мы пережили тяжелые времена. В 2002 году в Таганроге был убит мэр города, все это помнят. Потом – череда убийств криминальных авторитетов и бизнесменов. Эти язвы тогда были очевидны. Но за последние восемь лет в Таганроге ситуация изменилась к лучшему, и такого негатива, о котором говорит Ткачев (Стучит три раза по дереву.), у нас, слава Богу, нет. Нет мощных этнических преступных группировок, которые в других городах контролируют рынки и целые сферы бизнеса. Мы вместе с силовиками «держим оборону», не допускаем ослабления контроля, потому что как только появляется мутная водичка, сразу находятся любители половить в ней рыбку. Наши силовые структуры все понимают и контролируют ситуацию. Так что никакой «кущёвки» в Таганроге нет.
– Таганрог сложный город: с одной стороны – «очаг культуры» всероссийского значения, с другой – крупный промышленный центр. Как это все можно сочетать?
– Сложно, конечно. Думаю, задача главы такого города в том и заключается, чтобы сохранить этот баланс: человек должен иметь возможность работать и зарабатывать, а после отдохнуть и полюбоваться богатым историческим наследием города.
– Послание президента как-то заставило вас пересмотреть планы развития города?
– Послание президента я читаю с карандашом в руках. Поддерживаю, конечно, и вопросов практически нет. Единственное, что вызвало сомнение – это выделение участка земли под строительство семье при рождении третьего ребенка.
– А в чем сложности?
– Проблема только в инфраструктуре. Например, у нас есть один участок, очень перспективный, на нем можно 600 тысяч квадратных метров жилья построить. Но он не обеспечен инфраструктурой, сетями: нужен свет, газ, вода, канализация. У нас даже проект под него готов. Стоимость этого дела – миллиард рублей. У города таких денег нет. Дадут – все проведем и построим. И такая проблема не только в Таганроге, знаю, что и во многих других городах то же самое.
– А как ваши дети? Они оправдывают ваши надежды?
– Старший сын закончил МФТИ, ему 30 лет, он живет и работает в Москве. Младший в Таганроге, ему 24, женился недавно.
– Внуков ждете?
– А как же? Зачем же тогда жениться?
– И как дети? Радуют?
– Каждый родитель хочет видеть в ребенке более успешное продолжение самого себя. Но так бывает не у всех и не всегда. Мои дети самостоятельные. Младшему сыну в Таганроге приходится непросто. Он хочет, чтобы его считали не сыном мэра, а самодостаточным человеком. Даже когда сотрудники ГИБДД останавливают его машину и, проверяя документы, видит фамилию «Федянин», он всегда открещивается и говорит: «Нет, мы не родственники».