Из разговора двух молодых мам: «Меня прокесарили, а я так хотела родить сама! Мне очень плохо, чувствую себя какой-то неполноценной, что ли. Как будто меня лишили чего-то важного помимо моей воли». Вторая в ответ: «Вот повезло: ни мук, ни боли, заснула, проснулась, и все. Ребенок рядом. Рожать самой гораздо сложнее, тебе ли переживать!»
Довольно распространенный стереотип, что в случае «царских родов» – операции кесарева сечения (КС) – за маму «все делают врачи», часто приводит к тому, что новоявленная родительница не ощущает себя полноценной женщиной. Чувство вины за то, что «не смогла сама», вполне понятно многим, чье желание пройти путь рождения долгожданного отпрыска самостоятельно осталось нереализованным по той или иной причине. Насколько обоснованны эти переживания? Ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что кесарево – не такой уж легкий и безопасный процесс, как многие считают. И как быть, если КС возведено в ранг личной трагедии?
Как доктор прописал
«Операция – это вам не на прогулку выйти, – настаивает акушер-гинеколог Людмила Матяшова. – Как бы хорошо эта процедура ни была отработана у врачей, операция – это наркоз, кровопотеря, это скальпель и довольно сложный восстановительный период! И не надо думать, что кесарево – это так хорошо и просто. Мнение «уснула – проснулась, и ты мама» звучит неправдоподобно для тех, кто знает, о чем говорит».
Действительно, КС никому просто так – по желанию – не делают, для этого нужны веские основания. Это первый аргумент в пользу того, чтобы не испытывать мучительных угрызений совести, милые мамы «кесарят»! «Даже если вы убеждены в том, что можете родить самостоятельно, а доктора говорят об обратном, стоит прислушаться и не настаивать на своем, ориентируясь на общественные домыслы, – рекомендует гинеколог Людмила Матяшова. – Все дело в том, что вы не врач. И, нужно признать очевидное, способны лишь эмоционально реагировать на ситуацию, не владея ни знаниями, ни пониманием происходящего. Доктора основываются на результатах осмотра, многочисленных данных, о которых вы понятия не имеете. Экстренное кесарево, например, делается с целью избежать печальных последствий, о которых вы впоследствии сами будете жалеть. Если КС случилось с вами, не растрачивайте попусту душевные силы, не переживайте! Поверьте: то, что вы выносили своего ребенка и дали ему жизнь, то, что вы кормите его грудью и будете с ним всегда, гораздо важнее способа, которым он появился на свет, тем более что это было сделано для его же блага!»
К тому же, если вы настолько сильно хотите родить самостоятельно, скорее всего, у вас еще будет такая возможность. Как показывает практика и опыт мам, решившихся на это, естественные роды (ЕР) после кесарева сечения не так уж невозможны. Хотя, конечно, есть ряд противопоказаний к подобным подвигам.
«Абсолютным противопоказанием к ЕР после КС является несостоятельность первого рубца, которая определяется данными УЗИ: толщина рубца менее 3 мм, его контуры неровные и имеются включения соединительной ткани, – поясняет специалист. – Делается повторное кесарево сечение и после двух или более предшествующих операций КС, потому что эта ситуация тоже повышает риск разрыва матки по рубцу в родах. Конечно же, в каждом конкретном случае состояние рубца проверяется на УЗИ индивидуально и неоднократно в течение беременности. Абсолютные показания к кесареву возможны и со стороны плода. К ним относят предлежание плаценты (когда она перекрывает шейку матки) и преждевременную отслойку плаценты (в норме – в конце родов). В отличие от абсолютных показаний к кесареву сечению, относительные означают, что физически роды естественным путем возможны, но они могут быть сопряжены с угрозой жизни и здоровью матери или ребенка. Вы готовы взять на себя ответственность за происходящее, лишь бы не лишать себя иллюзорной полноценности, которая мало что стоит по сравнению с жизнью малыша?»
Нет повода для грусти
«Я уверена, что те, кто убивается по несостоявшимся самостоятельным родам, переоценивают значение этого процесса, – со слезами на глазах говорит Дарья. – Когда моя малышка застряла где-то в родовых путях, и я слышала, как останавливается ее сердце – страшно вспоминать! – я умоляла сделать КС, но было уже поздно. Если говорить с точки зрения «сама или не сама родила», то, вероятно, я тоже не сама родила, из меня ее просто вытолкнули: у меня через час уже не было сил тужиться. Вот когда переживать можно! А остальное – не берите дурного в голову! Вы сделали так, как лучше вашему ребенку, и даже только поэтому вы отлично справились со своим «заданием». А то, что бывает после КС, – это далеко не сахар, и ошибаются те, кто думают, что это самый легкий путь. На этих незнаек и внимания не стоит обращать». «Вы сделали самое главное – подарили жизнь! – присоединяется Алина. – Ведь так же наравне со всеми вы носили в себе, любили малютку, оберегали. Не важно, каким способом малыш появился на свет, ведь кесарево тоже надо пережить, это тяжело физически, что уж говорить о моральной стороне. К тому же вы винили бы себя гораздо сильнее, если бы естественные роды оказались неудачными! Я знаю одну девушку, которая наперекор врачам отказалась от КС. Результат – малыша еле откачали, и теперь у него проблемы с развитием! У вас же все нормально, и даже не думайте об этом!»
«Милые девушки, ну неужели же вам так важен сам процесс, или все-таки живой и здоровый ребенок? Зачем полагаться на судьбу и играть в лотерею? – улыбается Настя, мама маленького Арсения. – Не дай Бог, пошло бы что-нибудь не так. И что потом?! Винить до конца своих дней себя и врачей за то, что не сделали все возможное ради спасения здоровья, а то и жизни крохи? Абсолютно не жалею о своем КС. Несмотря на то, что планово прокесарили, я считаю себя полноценной мамочкой. Носила ребенка я! Чувствовала его пиночки я! Растяжки имею я! Встаю по ночам к нему я! Кормлю его грудью я! И если бы не КС, кто знает, была бы я здесь и был ли здесь мой сыночек? Может быть, потому что я так долго мечтала стать мамой, мне не важен путь, каким я ей стала! И пусть кто угодно и что угодно говорит насчет КС, мне все равно. Главное – я мама!»
«К сожалению, женщины, пережившие операцию кесарева сечения, реагируют на происшедшее по-разному и часто с явным негативом, – сожалеет психолог Ольга Галушко.– Для некоторых оперативное вмешательство не является поводом для длительного беспокойства. Такие женщины хорошо восстанавливаются, а череда ежедневных забот о ребенке быстро возвращает их жизнь в обычное русло. Для других женщин КС становится серьезным эмоциональным испытанием. Конечно, женщина счастлива, что ее ребенок с ней, но она не может относиться к операции как к «чему-то не очень серьезному». Крушение надежд на естественные роды или расхождение фантазий об идеальных родах и реальности вполне способны стать причиной появления психологических проблем. Молодая мама может очень долго оплакивать свои несостоявшиеся естественные роды, для некоторых кесарево по силе нанесенной душевной травмы – увы!– становится сродни изнасилованию».
Не сотвори себе иллюзию
Реакция женщины на КС зависит от множества факторов: на какой тип родов изначально была настроена женщина, насколько уважительно и внимательно относился к роженице медицинский персонал, чувствовала ли она поддержку родственников и близких во время беременности, как протекали роды и восстановительный период. Психолог уверяет: эмоциональное состояние женщины во многом объясняется тем, было ли КС плановым или экстренным.
Те будущие мамы, которые знают о предстоящей операции заранее, легче переживают последствия вмешательства в роды. Это объясняется просто: у них есть время смириться с необходимостью проведения кесарева сечения, заранее пережить крушение надежд на несостоявшиеся естественные роды. Женщины, которые хотели рожать самостоятельно, очень тяжело переносят внезапное КС. Сначала родовая боль, а потом восстановление после операции – двойная ноша не всегда бывает по силам новоиспеченной матери. Тяжелее всех переживают свое кесарево родительницы, живущие по принципу «со мной этого не произойдет». Такие женщины склонны ожидать единственный вариант развития событий и не хотят признавать непредсказуемость природы родов. Операция становится для них откровением.
Женщины, которые заранее сформировали собственное представление и рассматривают естественные роды как единственно возможный для них вариант, также очень долго восстанавливают свое душевное равновесие. «Нет ничего страшного в вере в себя, но все же, – рекомендует специалист, – нужно стараться быть гибкой, способной подстроиться под внешние обстоятельства. Нужно помнить, что роды – это непредсказуемый процесс. Женщины, которые хотят родить естественно, но готовы принять и подчиниться неизбежности медикаментозных родов в случае необходимости, намного проще воспринимают собственное кесарево. Иногда восстановиться психологически очень помогает возможность «оплакать» сделанную им операцию».
К сожалению, некоторые дамы воспринимают собственные роды в ключе «сдала – не сдала». Это перфекционистки, которые все должны делать по высшему классу, в том числе и рожать детей. В самый тяжелый период родов такая женщина пугается, потому что чувствует, что не может контролировать момент. Страх не справиться, не суметь родить «как все» непереносим для таких женщин. КС часто очень сильно ударяет по их самолюбию. Но если женщина все же находит в себе силы принять операцию как свершившийся факт, а не как собственную ошибку, она вновь обретает умение управлять ситуацией и начинает более терпимо относиться к различным непростым жизненным ситуациям.
Еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются мамы, прошедшие через операцию кесарева сечения. Это то, когда их родители, партнеры, друзья и врачи, которые вели их беременность, не разделяют их отрицательных эмоций, связанных с оперативным вмешательством. Отсутствие понимания со стороны друзей и семьи очень болезненно для женщины, она может чувствовать себя крайне одинокой или глубоко травмированной тем, что никто не понимает и не принимает ее переживаний. Намного сложнее проблема, когда женщину презирают за сам факт оперативных родов. «Мне очень больно, – рассказывает Анна, молодая мама, – когда мой муж при каждой ссоре упрекает меня в том, что я «и родить-то нормально не смогла», он говорит, что я плохая мать, что я и не мать вовсе: все за меня сделали врачи! Это просто вгоняет меня в депрессию. Неужели то, как появился на свет малыш, единственный показатель «настоящей» матери?!»
В некоторых культурах на роженицу, которой потребовалось кесарево, смотрят как на неполноценную. Что и говорить, стереотипы сильны: женщин, которые выбирают кесарево, часто считают «легко отделавшимися».
Еще одна причина депрессии, связанной с КС: многие из женщин чувствуют острую боль, когда не могут обсудить свой травматичный родовой опыт с собственной матерью. Но поймите, иногда ваша мама так счастлива от своей новой роли бабушки, что просто не способна заметить вашу печаль. Иногда бывает и иначе: ее собственный тяжелый опыт родов, который не был ею осознан и пережит, мешает сопереживать вашему.
Другой путь
«Реакция большинства людей – обесценивание роли женщины и ее эмоций – это неосознанное стремление доказать, что важен лишь конечный результат, а не чувства роженицы, которые она испытала во время, – отмечает психолог Ольга Галушко. – Но такое восприятие родов ошибочно, следует признать, что печаль и разочарование являются совершенно нормальной реакцией на травматичные роды».
Как быть? Первое – вы не должны отвечать за восприятие другими ваших собственных родов. Ваши роды были такими, какими вы их ощущаете. Дайте себе возможность погрустить, поплакать. Вы не можете заставить всех людей вокруг вас понять ваши переживания, но в ваших силах попросить их признать и уважать тот факт, что вы испытываете подобные чувства.
С другой стороны, не забывайте о том, что каждый человек по-своему воспринимает процесс родов, и его точка зрения может быть диаметрально противоположной вашей. И если вы просите других уважать ваши чувства, попробуйте, в свою очередь, уважать чувства других. Не пытайтесь искать сочувствия и поддержки у всех близких людей, которые окружают вас. Ищите помощь у тех, кто может разделить вашу печаль, не заставляйте людей с иной точкой зрения признать вашу правоту, не пытайтесь переубедить их. Если это близкие для вас люди, найдите темы для общения, по поводу которых у вас совпадают взгляды.
Чтобы свести депрессию, вызванную травматичным опытом, к минимуму, найдите рассказы людей, которые очень тяжело восстанавливались эмоционально после КС и дайте почитать родственникам. Так они по крайней мере получат представление о тех чувствах, которые может испытывать человек в вашей ситуации. У многих женщин возникают трудности в общении со своими вторыми половинами после травматичных родов. Супруги традиционно настаивают на том, чтобы «перестать жить прошлым и наконец забыть этот неприятный эпизод». Мужчинам трудно стать реальной опорой женщине в подобной ситуации в силу их неумения открыто выражать свои эмоции и нежелания вспоминать тяжелые подробности родов жены.
Поддерживать женщину во время схваток, а потом и во время операции – суровое испытание для мужчин, в ходе которого они чувствуют страх и беспомощность. Им тяжело наблюдать за мучениями любимой, когда они не способны изменить ситуацию. Поэтому момент, когда операция сделана и «все самое страшное уже позади», воспринимается как облегчение. Иногда им кажется, что кесарево стало чем-то вроде спасения для их жены.
Кроме того, мужчины инстинктивно бояться соприкасаться с такими чисто женскими вопросами, как рождение ребенка. Наблюдение за родовым процессом вызывает дискомфорт у многих мужей, потому что их представление о женщине как о сексуальном партнере расходится с происходящим.
Добиться понимания можно следующим образом: нужно договориться с супругом об определенном промежутке времени, на протяжении которого он даст вам возможность выговориться и будет слушать по-настоящему, не пытаясь судить или отрицать ваши эмоции. «Разочарование и боль от перенесенного кесарева можно попытаться нейтрализовать, регулярно описывая свои эмоции на бумаге, общаясь с другими женщинами, которые пережили такую же травму, или обратившись к психологу, – убеждает специалист. – И не забывайте: самый главный ресурс вашего исцеления – это вы сами, ваше желание и стремление выздороветь».
«Если вас ждет кесарево – не бойтесь! А если у вас уже все позади – не страдайте, что вы не такая, как другие, родившие сами, «неполноценная», это такая ерунда! – улыбается мама годовалой Киры Евгения. – Самое главное – это жизнь того человечка, ради которого вы через все это проходите!»