Побег двух мальчишек из приемной семьи в Неклиновском районе области стал поводом для лишения прав опекунства даже не двух, а четырех приемных детей. Два ребенка уже в Ростове, а вот еще двое по-прежнему остаются в заложниках у опекунов. Милиционеры обеспокоены, так как не могут прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
«Постановлением главы администрации Неклиновского района Ростовской области снята опека над несовершеннолетними Вячеславом Лукашом, братом и сестрой Иващенко, и Александром Луневым», – это первые официальные строчки ГУВД по Ростовской области.
Затем идет пояснение: Оксану Иващенко и Сашу Лунева опекуны добровольно отдавать отказались. История с исчезновением двух мальчишек, 11-летнего Славика Лукаша и 12-летнего Саши Иващенко, в конце сентября взбудоражила весь регион. 70 милиционеров в течение пяти дней искали двух школьников в Неклиновском районе. Все СМИ дали объявления о розыске. Следователи возбудили уголовное дело по статье «Убийство». Были созданы 18 поисковых групп, они прочесывали дачные поселки, лесополосы, берег Таганрогского залива.
А «мать», Ольга Сивоплясова, четыре дня зная, что дети пропали, обратилась в милицию только на пятый день. Сказать, что милиционеры были шокированы – значит, почти ничего не сказать.
Оказалось, что 10 суток мальчишки прожили в каком-то контейнере-шалаше, питаясь фруктами и овощами с окрестных огородов.
«29 сентября около 9:30 наши милиционеры нашли ребят в дачном поселке села Вареновка. Пацаны обустроились в шалаше на территории одной из дач. Ели яблоки, груши, овощи с огородов. Нам они объяснили свое бегство тем, что не хотели ходить в школу и учить уроки, а хотели полной свободы», – вспоминает подробности начальник криминальной милиции ОВД по Неклиновскому району Роман Пшеничный. Именно тогда милиционеров поразил тот факт, что мальчишки вдали от дома выглядели... счастливыми. И только позже правоохранители поняли, почему. Уже в доме опекунов во время так называемых следственных мероприятий, глава семейства повел себя крайне неадекватно. На глазах у детей он сел за руль машины и пытался в прямом смысле слова наехать на следователя и сотрудников милиции.
В отношении «отца» возбудили уголовное дело по статье 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».
Как затем рассказал корреспонденту 161.ru начальник пресс-службы областного ГУВД Алексей Полянский, в семье Ольги Сивоплясовой пятеро детей. Четверо из них – детдомовцы: «А Славик и Саша сбегали из дома приемных родителей уже в седьмой раз. И информация о «профессиональных» беглецах весной этого года вышла далеко за пределы отдельно взятой семьи».
Почему ситуация не изменилась и почему дети снова сбежали? Этот вопрос тогда задали органам опеки следователи, инспекторы по делам несовершеннолетних и те неравнодушные люди, которые вместе с милиционерами сутки напролет искали детей.
«По результатам обследования приемной семьи, проведенного ОГОУ «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» еще в мае 2010 года установлено, что приемные родители не обеспечивают необходимого контроля над детьми. Вместе с тем сотрудниками администрации Неклиновского района, правомочными проводить инспекции в семье, где воспитываются приемные дети, необходимых мер к исправлению ситуации принято не было, что привело к очередному уходу детей из дома», – рассказала корреспонденту 161.ru официальный представитель СУ СКП РФ по РО Галина Гагалаева. Она добавила, что главе районной администрации направили требование провести служебную проверку с целью проверить, соответствуют чиновники занимаемым должностям или опять проявили равнодушие. Органы социальной службы, кстати, ждали именно решения главы. Только после вмешательства силовиков последовало постановление о снятии опеки.
«Опекунский совет единогласно постановил, что мать должна быть лишена права опекунства, а все четыре взятых ею на воспитание ребенка должны быть переданы в детские дома», – сказал глава Неклиновского районного отдела народного образования Владимир Петрушин. Из-за проволочек с утверждением решения совета в суде образовался промежуток времени, который, по опасениям милиционеров, может привести к бегству двух не отданных «мамашей» детей.
«Да, мы переживаем за этих детей, но забрать их насильно без решения суда не имеем права», – вздыхает полковник Полянский. Ему вторит и официальный представитель облпрокуратуры Наталья Ахреева: «Опека отменена. Детей держат незаконно. Иск районной прокуратуры о передаче детей в органы опеки в давно суде. Вот-вот будет решение».
Саша Иващенко и Славик Лукаш живут в Ростове, в социально-реабилитационном центре «Дом Надежды» и... очень хотят домой.
«Дети мне рассказали, что жилось в той семье им неплохо, может, воли много было, – объясняет желание мальчишек директор «Дома Надежды» Ирина Мотина. – Ребятам здесь неплохо, но так называемые статусные дети все-таки мечтают о своем доме. Приходила ко мне и «мать» этих мальчиков. Я ее к детям не пустила, ведь она лишена опекунства, но поговорить мы с ней успели. Она поведала мне какую-то странную детективную историю о том, что у нее много гектаров земли и что, мол, кто-то на них позарился, поэтому чинят ей неприятности: вот и лишили опекунства. Но как-то не верится, что 70 милиционеров, а с ними казаки и другие местные жители, которые искали детей, все разом решили отобрать у нее какие-то гектары. Она мне сказала, что обратилась к уполномоченному по правам ребенка». Теперь к ней с проверкой приедет Ирина Черкасова, которой и предстоит поставить точку в этом деле.
На момент написания статьи г-жа Черкасова находилась в Москве на слете уполномоченных по правам детей из всех регионов страны.