У Ростова могут отнять еще один важный проект строительство крупного аэротерминала, так называемого Южного хаба. Администрация области уже не первый год возит дорогостоящий проект на выставку в Сочи, подыскивая подходящих инвесторов. А Краснодарский край, похоже, их уже нашел...
Южный хаб как свобода – это осознанная необходимость современного юга России. То, что многие жители Сибири, например, сначала летят в Москву, а уже оттуда в Сочи и теперь уже Геленджик, всем известно. Прямые рейсы из Воркуты или Магадана – дело невыгодное для авиаторов, потому стыковочные рейсы для российской географии – вещь безальтернативная. Это признают все эксперты. Поэтому решение о строительстве крупного аэротерминала в ЮФО принималось в самых высоких кабинетах. «В рамках национальной опорной аэродромной сети в России планируется сформировать восемь хабов, – в 2008 году заявил Игорь Левитин. – Это московский авиационный узел, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Хабаровск. Кроме того, правительство рассматривает предложение о создании хаба в Ростове или Краснодаре, а также в Калининграде».
Хаб в ЮФО должен был снять «южную» нагрузку с аэропортов столицы. И не только пассажирскую. В преддверии Сочинской олимпиады за возможность размещения нового важного транспортного узла ухватились оба края Донской и Краснодарский. Но на экономическом форуме «Кубань 2006» впервые проект Южного хаба презентовала именно Ростовская область. На следующий год в Сочи к идее строительства транспортного аэрокомплекса в окрестностях Ростова (рассматривается площадка военного аэродрома в Батайске) весьма благосклонно отнесся Владимир Путин. И с тех пор наша делегации из года в год возит в Сочи этот проект, меняя антураж экспозиции, в надежде поймать денежного инвестора. Наиболее вероятный, опытный и очень состоятельный игрок на этом поле компания «Базэл-Аэро» (Олег Дерипаска) – вначале обратила внимание на проект стоимостью в 21 млрд рублей. Однако, позже, по словам директора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, «сосредоточилась на строительстве аэропортов в Сочи и Геленджике».
В начале лета 2010 воздушные ворота Геленджика распахнулись, за три месяца компания перевезла 84 тысячи пассажиров, перевыполнив собственные планы на 34%, и «Базэл-Аэро» заговорил о строительстве крупного аэро-терминала, но не в Ростове, а в Краснодаре. «Краснодар гораздо больше подходит для создания регионального транзитного узла на юге России, – заявил в интервью «Эксперт ЮГ» генеральный директор «Базэл-Аэро» Сергей Лихарев. – Тут более насыщенная зона охвата, более авиаподвижное население, и пассажиропоток уже в 2009 году почти в полтора раза превышал ростовский (1,6 млн пассажиров в Краснодаре против 1,1 млн в Ростове), а в этом году отрыв только увеличится. Нам полностью понятно, какие маршруты с какими соединять через Краснодар, и, более того, эта работа уже начата. Кого с кем собираются стыковать через Ростов, мне не очень понятно». Сергей Лихарев заявил о намерении компании «Базэл-Аэро» до 2014 года провести реконструкцию Краснодарского аэропорта в перспективе создания там полноценного южного хаба.
Неофициальная реакция всех заинтересованных ростовских структур на это заявление выглядела приблизительно одинаково: «Опять Краснодар?!» Официальных комментариев в администрации области добиться не удалось, равно как и данных о том, на каком этапе находится сам проект.
«Опять Краснодар?!» – потому что в Ростове до сих пор не утихают страсти по поводу возможного переноса игорной зоны «Азов-Сити» в Анапу. Дума вроде как одернула ретивых наших соседей, проект поправки к закону о создании игорных зон, в котором планировалось исключить Ростовскую область из числа тех, кто может развивать игорное направление, не был одобрен депутатами. Но на форуме «Сочи 2010» Краснодар таки показал свой проект игорной зоны, информационная волна пошла, смывая на своем пути все песочные замки – мечты об инвестициях в Порт-Катон.
Директор Региональной ассоциации деятелей игорного бизнеса Николай Оганезов уверен, что в самой идее «Азов-Сити» уже нанесен непоправимый вред. То, что обсуждение переноса игорной зоны было вынесено на федеральный уровень, подорвало ее авторитет, и потенциальный инвестор не захочет вкладываться в ее развитие. «Не исключено, что это вскоре вызовет массовую продажу земель, прилегающих к игорной зоне», – сказал он корреспонденту 161bank.ru. Как стало известно, уже сегодня поступают звонки от собственников, которые рассматривают возможность продажи своих участков на прилегающих к «Азов-Сити» территориях. «Люди поняли, что никакого Лас-Вегаса там и в помине не будет», – резюмировал эксперт.
В похожем положении сейчас может оказаться и Южный хаб. Тем более что повод для скандала в обоих случаях похож. Предлагая перенести игорную зону в Анапу, кубанский депутат Глеб Хор и сенатор от Краснодарского края Александр Починок аргументировали свое предложение тем, что, дескать, с ростовской стороны зона развивается медленно. За четыре года существования проекта «Южный хаб», дальше пластиковых макетов дело не пошло.
Очевидно, что репутация Ростовской области как субъекта инвестиционно привлекательного и перспективного тает на глазах у всей России. Вот и острословы из «Прожекторперисхилтон» прошлись недавно по еще одному «дорогому» во всех смыслах донскому проекту строительству ростовского метро. Представленный в Сочи проект первой ветки удивил юмористов своей ценой 60 млрд рублей. Зацепили они и будущий «русский Лас-Вегас» на детском курорте Анапа. Очень смешно получилось!