Город Зоны: «красные» и «черные»

Зоны: «красные» и «черные»

«Покраснеют» ли донские исправительные колонии после комплексной проверки ФСИН России? Вероятно, именно такая негласная задача поставлена перед новым руководством Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области. Комплексн

«Покраснеют» ли донские исправительные колонии после комплексной проверки ФСИН России? Вероятно, именно такая негласная задача поставлена перед новым руководством Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области. Комплексная проверка завершилась увольнением нескольких десятков должностных лиц донского ГУФСИН, включая четырех замов главы ведомства.

Как только в мае этого года на должность начальника донского ГУФСИН был назначен Сергей Измалков, из центра нагрянула комплексная комиссия.

«Очень хорошо, что проверять будут все без исключения службы и колонии: я точно буду знать, над чем работать и какие ошибки исправлять», – сказал, встречая членов комиссии, полковник Измалков. Но новый начальник и предположить не мог, что исправлять придется 14 показателей из 15 проверяемых. Донское ведомство схлопотало неуд.

«Из 15 показателей 14 провальных. Комиссия выявила массовые нарушения прав заключенных, наличие запрещенных предметов, недопустимые отношения внутри коллектива осужденных, большое давление криминальных авторитетов. Выявлены нарушения коммунальных условий содержания спецконтингента», – перечислили плачевные итоги заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант Алексей Величко, возглавлявший комиссию. Виновным в дезорганизации деятельности ГУФСИН России по Ростовской области Алексей Величко называет бывшего начальника ведомства Владимира Хижняка, который весной этого года ушел на пенсию. Только из шести колоний проверяющие вывезли более 100 грузовиков, набитых мебелью, тренажерами, телевизорами, видеомагнитофонами, мобильниками далеко не последних модификаций (с выходом в Интернет. – Прим. автора). Спортинвентарю в одной из колоний позавидовали даже спецназовцы отряда «Мангуст». При этом, отмечает генерал-лейтенант Величко, права заключенных нарушены не были. В комиссии участвовали представители общественного наблюдательного совета при ГУФСИН, правозащитники. А обыски и изъятия проводились в присутствии самих зэков. «Есть ведь закон, который предусматривает особенности того или иного вида режима: что человеку разрешается и что не разрешается. В любом случае осужденный – это человек, пораженный в правах. Он не свободен. Наша обязанность – следить, чтобы этот режим в отношении конкретного лица был соблюден. Лицо приговорено к строгому режиму за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а пребывает в условиях курорта. Согласитесь, – обращается к журналистам Алексей Величко, – в этом есть некая несправедливость. И в этом любой правозащитник согласится со мной и с моими коллегами. Наша обязанность – смотреть, чтобы таких перекосов не было».

На вопрос корреспондента 161.ru, а куда же все эти годы смотрел центр, то есть ФСИН России, которая восемь лет не проверяла донские зоны, а верила, как говорится, на слово генералу Хижняку, г-н Величко ответил: «Итоги проверки будут в виде отчета представлены в прокуратуру и другие органы. Вспомните события прошлой осени и зимы, когда президент своим решением освободил от занимаемых должностей три десятка генералов федеральной службы исполнения наказаний. Готово решение об освобождении от занимаемых должностей еще в отношении двух десятков генералов. Удивительно, что эти люди получали очередные звания, росли в должностях, премировались, награждались именным оружием, наградами. Это все воспринималось как должное при совершенно «левых» результатах, при искаженных данных».

Председатель общественной комиссии при областном ГУФСИН Федор Дериго удивлен, почему вопрос о неудовлетворительном состоянии ростовских зон встал именно сейчас. «Все валят теперь на Хижняка, а я хочу спросить, где были надзорные и контролирующие ведомства все это время? – недоумевает общественник. – Ведь, судя по всему, эти проблемы накапливались годами». Он считает, что генерал Хижняк действительно немало сделал, для того чтобы улучшить жизнь заключенных. «Просто никто не помнит уже, как у нас подследственные в камерах спали стоя или по очереди по два часа, что именно благодаря стараниям генерала Хижняка у нас появилась женская зона, и осужденных женщин теперь не отправляют черт знает куда. Да, еще очень много проблем у донских зон. Но эти проблемы во многом – отражение положения во всем государстве, а не только результат деятельности одной отдельной персоны».

Одним из способов решения проблемы взаимоотношений между охранниками и осужденными правозащитник считает повышение мотивации сотрудников ГУФСИН. «Ведь это не дело, когда 2,5 тысячи заключенных охраняет восемь охранников с зарплатой в восемь тысяч рублей в месяц. Недавно случай был: на сотрудника напали возле дома, потому что он не пошел на сговор с заключенным. Эти люди нуждаются в серьезной социальной защите, что позволит существенно изменить ситуацию в зонах». Другая немаловажная проблема – занятость заключенных. Ведь многие из них не могут освободиться по УДО, потому что имеют взыскания по искам потерпевших. Осужденные готовы работать и выплачивать деньги, но работы на зонах нет. Об этом говорил и Сергей Измалков на встрече с правозащитниками, которая состоялась спустя несколько недель после его назначения на должность начальника ведомства. «Ко мне целая делегация бизнесменов обратилась с просьбой помочь. Люди готовы и оборудование предоставить, и рабочие места организовать, но жалуются: то у них проблемы – не могут въехать на территорию, то деньги с них какие-то требуют», – объяснил новый начальник и пообещал ситуацию с занятостью в зонах переломить.

Судя по всему, ломать ему придется практически всю систему «исполнения наказаний по-ростовски». Не секрет, что на Дону не осталось ни одной так называемой «красной» зоны – то есть подконтрольной ГУФСИН, а не криминалу. Между тем «авторитеты» и «смотрящие» не намерены сдавать свои позиции. Как в колониях, так и в СИЗО действует четкая иерархия, неподвластная законам государственным. «Мы навели свой порядок в зонах, – посредством ICQ (!) описал ситуацию корреспонденту 161.ru «смотрящий» одного из отрядов колонии строгого режима. – Приведу пример: буквально в апреле к нам в отряд зашел «смотрящий» за всей зоной, в сторонке от него стояло руководство колонии (ГУФСИН). «Смотрящий» попросил заключенных сдать все «трубы», имеющие выходы в Интернет. Но при этом мы оставили «мобилки» для звонков. С таким условием согласилось и так называемое руководство колонии».

Фото: Видео Юрия ЛЯШКО

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Ребята, за что? Как создатели «Волшебника Изумрудного города» влепили зрителю пощечину: колонка 161.RU
Марина Рыбалкина
Заместитель главного редактора 161.RU
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Рекомендуем
Объявления