Продолжается эпопея с запретом полетов из Ростова в Тель-Авив. «Донавиа», назначенный перевозчик на этом маршруте, надеялась что к 1 июля 2010 Израиль отменит свой запрет на полеты, и даже попытался летать через Сочи, но небо Земли обетованной осталось на замке.
До сих пор не ясна дальнейшая судьба рейса Ростов-на-Дону – Сочи -Тель-Авив – Сочи – Ростов-на-Дону. Пассажиры, которые надеялись улететь этим рейсом 4 июля, обменяли билеты на деньги и ищут других перевозчиков.
Скандалу скоро исполнится год. Летом 2009 года, в преддверии отмены виз между Израилем и Российской Федерацией встал вопрос об обслуживании рейсов из южных городов России. Зная любовь россиян к путешествиям, перевозчики обеих стран поспешили побороться за хлебные маршруты. Израильская авиакомпания Sun D'or поступила оригинально: она предложила осуществлять рейс Тель-Авив – Ростов-на-Дону – Тель-Авив на своих условиях. Условия эти, к слову, приняты во многих аэропортах разных стран. Они гласят, что досмотр пассажиров, улетающих в Тель-Авив, должны осуществлять вооруженные сотрудники израильских спецслужб. Росавиация на это разрешение не дала. «Такие решения принимаются только на уровне Росавиации», – пояснил 161.ru руководитель пресс-службы компании «Донавиа» Дмитрий Бакулин.
На иных условиях Sun D'or не полетела – этого не допускает доктрина безопасности Израиля. Но почему-то израильская сторона была уверена, что играть можно только на ее условиях. «Российские авиационные власти отказываются соблюдать принцип взаимности и разрешить израильским авиакомпаниям летать в Ростов, Сочи и Краснодар. Такая позиция может привести к отмене рейсов на других маршрутах между Израилем и Россией, нанести ущерб въездному туризму и обернуться недополученной прибылью в сотни миллионов шекелей в год», – заявило в июле прошлого года Минтуризма Израиля, объясняя своим гражданам, отчего не летают самолеты из Ростова, и взывая к рассудительности властей. Власти остались непреклонны. С июля по декабрь из Ростова «Донавиа» не отправила ни одного самолета в Тель-Авив. «В конце декабря нам все же удалось получить от израильских властей разрешение на осуществление перелета по маршруту Ростов – Тель-Авив – Ростов», – вспоминает Дмитрий Бакулин.
Но в конце июня уже 2010 года с той стороны снова пошли плохие новости. В сообщении, присланном в адрес «Донавиа», Министерство транспорта Израиля прямо объяснило, почему снова не желает видеть наши самолеты на своей территории: потому что «российские авиационные власти ранее не дали израильской авиакомпании Sun D'or разрешение на проведение специальных мероприятий при выполнении рейса Ростов-на-Дону – Тель-Авив».
Авиаторы пошли на хитрость. Запрет касался беспосадочного рейса Ростов – Тель-Авив – Ростов, а «Донавиа» решила лететь через Сочи. Но и рейс Ростов-на-Дону – Сочи – Тель-Авив – Сочи – Ростов-на-Дону в Израиле не согласовали. И хотя на него было продано 102 билета «туда» и 96 «обратно», израильская сторона полет не разрешила. Деньги за билеты своим пассажирам «Донавиа» вернула в 100% объеме.
Примечательно, что проблемы с безвизовыми полетами на Землю обетованную в разгар сезона отпусков совсем не взволновали туристов. «Дело в том, что Израиль, Эмираты и Египет в это время года пользуются не самым большим спросом, – пояснили 161.ru в туристической компании «Розовый слон». – В Израиле сейчас бывает под +60, не самая комфортная температура для отдыха. Сезон этих стран начнется позже – в сентябре и до рождественских каникул». В «Донавиа» говорят, что предпринимают все усилия, чтобы наладить популярное сообщение. Ведь даже при наличии виз российские туристы в Израиле умудрились стать вторыми по численности после американцев, а когда это препятствие было героически преодолено, израильское направление точно получило второе дыхание. «Вполне понятно, что израильские авиакомпании сами бы хотели снимать все сливки с этого направления, – пояснил 161.ru анонимный эксперт в Аэрофлоте, дочкой которого является «Донавиа». – Но приходить на чужой рынок, да еще со своими условиями – это уже, согласитесь, чересчур. Их не пустили, но смотреть спокойно, как российские перевозчики на этом зарабатывают, им, видимо, было очень трудно».
В решении Росавиации, которая запретила израильским спецслужбам хозяйничать в аэропортах Краснодара, Ростова и Сочи, тоже можно усмотреть коммерческую подоплеку – ведь понятно было, что без такого разрешения Sun D'or работать в России не дадут свои же. А вот пассажир бы от конкуренции между перевозчиками только выиграл. Но иностранные спецслужбы на территории России – головная боль контрразведки.
«Конечно, с точки зрения государственной безопасности наличие сотрудников иностранных спецслужб на территории России – факт малоприятный, – согласился побеседовать со 161.ru сотрудник УФСБ по Ростовской области, пожелавший не называть свое имя. – Но требования Израиля – разрешить их сотрудникам контролировать безопасность полетов на территории другой страны – это оскорбление. Таким образом они ставят под сомнение организацию безопасности полетов в нашей стране. И это, заметьте, при том, что никогда никаких ЧП, связанных с угрозой теракта, на указанном маршруте не было».