– Олег, расскажите, пожалуйста, как и когда была организована юридическая фирма «Мозговой штурм»?
– Наша компания была создана спонтанно и даже несколько авантюрно. В 2004 году на последнем курсе университета мы с моим однокурсником и другом Михаилом Добриковым стояли перед выбором, куда пойти работать: в государственные органы, в частную компанию юристом либо вообще работать не по специальности. Но в итоге после некоторых раздумий было принято решение открыть собственную юридическую компанию. На тот момент у нас не было ни сколь-нибудь серьезного опыта работы в этой сфере, ни старших друзей-коллег, которые могли бы помочь. К тому же наши родители не имели ни малейшего отношения к юриспруденции, за исключением того факта, что их дети окончили юрфак. В таких условиях открытие собственной компании выглядело не очень логичным шагом, а, может быть, и вовсе абсурдным. Стартовый капитал (а это, к слову, была очень смешная по любым меркам сумма) на аренду офиса, покупку нехитрой мебели и рекламу заработали на стройке. Но самый главный капитал мне дали родители – это воспитание и образование.
Изначально решили заниматься, так сказать, околоюридеческими услугами – регистрацией юридических лиц, поскольку эта услуга не требует большой квалификации, и спрос на нее довольно высок. С получением опыта постепенно перешли к более сложным делам, появился штат сотрудников, и через три-четыре года у нас сформировалась боеспособная команда юристов, способная решать самые серьезные задачи.
– А почему такое название у фирмы?
– Это название не случайно – зачастую ключевые решения мы принимаем методом мозгового штурма. Считаю, что всегда проще из множества предложенных вариантов решения проблемы выбрать один правильный, чем полагаться только на собственное видение этой проблемы, которое может быть ошибочным.
К тому же хотелось не раствориться в море бесчисленных «Консультантов», «Ваших юристов», «Специалистов» и тому подобном, а быть узнаваемой компанией, которую невозможно спутать с конкурирующей. Удалась эта затея или нет – судить нашим клиентам.
– Понятно, что Вы оказываете юридические услуги. Какие именно и кому?
– Сегодня основной специализацией нашей компании являются налоговые споры. В современных экономических условиях это направление особенно актуально, поскольку, с одной стороны, государство стало проводить более жесткую фискальную политику по отношению к предпринимателям, с другой стороны, сами предприниматели перестали слепо исполнять каждое требование налоговиков и все охотнее идут в арбитражные суды. Мы стараемся активно им в этом помогать. Кроме того, мы представляем интересы наших клиентов в хозяйственных и корпоративных спорах, оказываем услуги по бухгалтерскому обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Услугу по регистрации компаний мы также предоставляем, но теперь эта услуга носит маркетинговый характер и направлена, скорее, на расширение клиентской базы, привлечение в будущем новых заказчиков с более серьезными задачами. На заре нашей деятельности мы также занимались делами, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, но пару лет назад полностью отказались от них. Причин тому, как минимум, две: 1) волокита в судах общей юрисдикции отнимала гораздо больше времени наших юристов; 2) платежеспособность физических лиц (а именно они являются основными заказчиками в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции) гораздо ниже платежеспособности предприятий.
– Не секрет, что в Ростове много юридических фирм. В чем отличие Вашей фирмы?
– Конечно, в первую очередь, в названии... Ну, а если серьезно, то я вижу наше главное отличие в подходе к клиенту: практически каждого клиента (а их у нас за год набирается более 500) я знаю лично, и с очень многими клиентами у нас складываются дружеские отношения. Это становится возможным потому, что мы не рассматриваем клиента только как объект для извлечения прибыли; проблему каждого клиента мы стараемся решать как свою собственную. Считаю, что только таким образом можно добиться высокой степени лояльности со стороны заказчика.
– Редакция сайта 161.ru вместе с экспертами внесла Вас с топ-100 «Новой Элиты». Эксперты назвали Вас успешным человеком. На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать человек «Новой Элиты»?
–Вообще я не люблю слово «элита» и не отношу себя к ней. Успешный человек и элита – немного разные понятия. Ведь в жизни все относительно, и изначально у всех разные стартовые позиции: можно родиться в семье английской королевы, а можно – в индийской трущобе. И я считаю, что более успешен тот, кто преодолел больше трудностей, а не тот, у кого изначально были райские условия и он просто остался «при своих». Если говорить об успехе в бизнесе, то, на мой взгляд, самое важное качество – порядочность. Репутация порядочного человека уже дает большие возможности и упрощает поиск новых партнеров. Немаловажно также и умение держать удар. Если человек претендует на роль успешного, он должен быть готов к тому, что это может кому-то не нравиться. К счастью, у меня нет врагов или недоброжелателей, но я знаком со многими ситуациями, когда слабый характер и отсутствие силы воли ставили крест на перспективных людях и их идеях. Кроме того, считаю крайне важным оставаться реалистом в любой ситуации. Нельзя упиваться своим успехом и витать в облаках, иначе будет очень больно падать. Возьмите, к примеру, Ходорковского: думаю, у человека было утрачено чувство реальности, он не увидел или не захотел увидеть угрозы, которая была вполне предотвратима. А все, что от него требовалось в условиях нашего государства – поумерить политические амбиции. В нашей стране на месте МБХ может оказаться любой предприниматель или чиновник. И таких примеров множество на самых различных уровнях.
– Не так давно, если можно так выразиться, было модно да и престижно получить образование юриста. Ваше мнение: насколько сегодня востребована профессия юриста? Нет ли у нас перебора, перекоса?
– Как и в любой другой сфере экономики, хороший юрист всегда найдет работу, соответствующую его высокой квалификации. Считаю, что не бывает невостребованных профессий, а бывают невостребованные работники, имеющие соответствующий диплом. Наша компания, как и многие другие, может принять на работу грамотного специалиста вне зависимости от текущей потребности в кадрах, потому что очень сложно найти действительно квалифицированного сотрудника. Если же говорить о востребованности профессии с точки зрения того, какой среднестатистический специалист быстрее найдет работу – то, действительно, полагаю, что перепроизводство юристов имеет место уже лет пять. И общий уровень их квалификации от этого только снижается. Сегодня практически каждый вуз считает своим долгом иметь юридический факультет, но не каждый обладает соответствующим преподавательским составом. Надеюсь, со временем эта ситуация изменится.
– Какие личные качества помогают Вам в работе?
– Самое главное, что мне помогает – это здоровая самокритика. Без нее не будет прогресса. Я всегда стараюсь анализировать свои действия и работать над ошибками. Тот, кто считает себя идеальным, всегда топчется на месте. Разумеется, помогает стрессоустойчивость. Практически никогда я не принимаю решения под влиянием эмоций. Считаю это недопустимым в работе руководителя.
– Лже-фирмы, лже-предприниматели, лже-юристы и даже лже-генералы силовых ведомств... Милицейские сводки сегодня пестрят делами о мошенничествах. Как простому обывателю не попасться на удочку лже-юриста?
– Нужно просто соблюдать элементарные правила. Во-первых, поскольку в нашей сфере отношения между заказчиком и исполнителем носят доверительный характер, лучше обращаться по рекомендации знакомых к проверенным юристам или юридическим фирмам. Сарафанное радио работает лучше любой рекламы. Во-вторых, следует понимать, что чудес не бывает, и услуги хорошего юриста не могут быть дешевыми. Сейчас появилось множество юридических компаний, прейскуранты которых иначе как демпинговыми не назовешь. Советую крайне внимательно изучить деятельность таких фирм перед тем, как к ним обратиться. В-третьих, если речь идет об исходе судебного процесса, ни один высококлассный юрист не может гарантировать стопроцентного результата. И если кто-то обещает вам нужный результат, это должно как минимум насторожить.
– Стремитесь ли Вы осуществить какую-либо мечту своей жизни, не обязательно связанную с работой?
– У меня нет какой-то определенной мечты, как в детстве. Сейчас я очень реалистично смотрю на вещи и считаю, что любая мечта априори несбыточна, а то, что сбывается, мечтой все-таки не является. Поэтому говорить о мечте, которую я стремлюсь осуществить, было бы неправильно. Можно говорить о главной цели в жизни, но на этот вопрос мне иногда сложно и самому себе ответить.
– Если появляется свободное время, как стараетесь его проводить?
– Стараюсь уехать из города, если намечается относительно незагруженная неделя. Любимый город – Прага. Правда, на отдыхе практически никогда не удается выспаться, поскольку всегда приходится быть на связи, и даже находясь за границей, общаться с клиентами. А с учетом разницы во времени, зачастую звонки начинаются в 6-7 утра по местному времени.
Регулярно играю в футбол в любительской лиге за команду «Мозговой штурм» на позиции центрального защитника. Наша команда относится к старожилам этой лиги и довольно успешно выступает, занимая места в призовой тройке. А в этом сезоне мы даже претендуем на золотые медали. Раз в неделю собираемся с друзьями и играем в покер (техасский холдем). Считаю, что это одна из самых простых и интересных карточных игр. Очень жаль, что покер на законодательном уровне признан азартной игрой, и из города исчезли покерные клубы. Теперь не упускаю возможность поучаствовать в покерном турнире где-нибудь за границей. Также активно играю в Интернете, но игроманией не страдаю. Всегда могу остановиться и выйти из-за стола без чувства злобы на весь мир.