Ветеран Великой Отечественной, пожилая женщина с февраля этого года живет в сгоревшем доме без отопления и горячей воды. Глава Ленинского района Ростова-на-Дону обещал вселить ее в новую квартиру к Девятому мая. Власти утверждают, что она отказалась от нескольких выгодных предложений.
Валентина Андреевна Васильева живет в девятой квартире на третьем этаже жилого дома по проспекту Семашко, 46. В январе 2010 года в доме случился пожар, в результате которого выгорел верхний этаж. Пожарные не жалели воды и залили все сверху донизу, мороз тогда превратил здание в глыбу льда. Отопление заморозилось, подача воды и электричества была нарушена, дом пришел в негодность. Но Валентина Андреевна по-прежнему живет в нем. Квартира представляет собой жалкое зрелище. Протекающее перекрытие, под которое при каждом дожде необходимо подставлять больше десятка тазиков и кастрюль, разбухшая от воды мебель.
«А плесень в квартире у меня – трех цветов! Черная, белая, оранжевая. Мебель набухшую три месяца сушила. Еще на первом собрании тогдашний глава Ленинского района Бережной спросил: есть ли среди погорельцев участники войны? И торжественно, при всех пообещал, что я, как участник, получу квартиру к Девятому мая», – вспоминает Валентина Андреевна. С этого эпизода, как оказалось позднее, начались мытарства ветерана.
«Мне предложили до получения квартиры пожить в Доме ветеранов на Северном. Начали собирать документы, собрали, отдали их в собес, целое дело было», – вспоминает женщина. Однако тут возникли два обстоятельства: во-первых, в Доме ветеранов не разрешали остановиться дочери ветерана, которая приехала из Украины ухаживать за матерью после пожара; во-вторых, оставленные без присмотра квартиры начали грабить мародеры.
«А мне хотелось въехать в новую квартиру хоть с каким-нибудь барахлом, и решили: останемся, охраним мебель, пусть даже такую, перетерпим зиму, а там и Девятое мая подойдет!» – изложила логику принятого решения Валентина Васильева. Кое-как наладили быт, попросили знакомого электрика подключить свет и электрическую печку, мобилизовали все имеющиеся в доме тазики и кастрюли под многочисленные течи с потолка и стали ждать квартиру. Да не тут-то было.
«Все дело в том, что ранее я не стояла в очереди на улучшение жилплощади, и мне сказали – надо подать документы на улучшение», – вспоминает Валентина Васильева.
И тут начались проблемы. В коммуналке у нее было две комнаты жилой площадью 28 квадратных метров, и в одной из них был прописан внук Валентины Васильевны.
«А чиновники утверждают, что у меня 56 квадратных метров – они к моей площади общий коридор длиной в 25 метров к туалету приплюсовали, приходят из мэрии и говорят: предлагаем вашу двухкомнатную на однокомнатную поменять, в районе верхнего Темерника! Квартира уютная, однако всего 16 квадратных метров жилой площади. Кроме того, дом этот на окраине города, на отшибе, из окна вид на свалку! И на Лелюшенко предлагали однокомнатную, чиновники говорили, что в ней 30 квадратных метров, так они все туда посчитали, это же общая, а не жилая площадь. И нас ведь двое, мы разнополые, как нам с внуком в одной комнате находиться? Они мне говорят, мол, пишите отказ. Нет, отвечаю, будете потом этой бумажкой козырять, что я капризная! Ведь мне две комнаты по закону полагается!» – негодует наша собеседница.
Теперь перед ней вопрос: куда снова обращаться? Вмешательство полпредства не помогло, чиновники городской администрации заняли круговую оборону, которую пенсионерке и ветерану в одиночку не преодолеть.
«Писали в районную администрацию, в городскую, писали в полпредство… Куда теперь – снова в район, опять по кругу? Не верю я теперь властям Ростова», – завершила разговор с нами Валентина Васильевна.
«Мы думали, может, все-таки в Дом ветеранов? А нас уже не взяли. Говорят, снова надо медицинское обследование перед этим пройти, говорят, февральская справка уже не годится, надо новую! А она плохо стала ходить, надышалась этой плесенью, опять эти круги ада проходить у меня сил нет!» – делится 64-летняя дочь ветерана Татьяна Соловьева.
Ветеран войны несколько раз пожаловалась на грубость и невнимательность главного специалиста сектора по учету и распределению жилой площади Ленинского района Ростова Людмилы Дороховой. Мы попросили ее прокомментировать эти обвинения.
«Могу лишь сказать, что на все обращения по данному вопросу мы дали ответ в установленном законом порядке. Что касается остального, я не обладаю полномочиями комментировать подобные заявления. Только с разрешения главы районной администрации», – заявила Людмила Дорохова.
Единственный чиновник, о котором с теплотой вспоминают обе женщины – заместитель главы администрации Ленинского района Николай Дилейко, который, как выяснилось, курирует этот вопрос. Однако застать его в кабинете нашему корреспонденту сегодня не удалось.
У Валентины Андреевны – орден Отечественной войны второй степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и еще одна боевая награда, она уже не помнит, какая. После войны она 25 лет проработала вольнонаемной в воинской части. По ее словам, в доме №46 по Семашко живет с рождения. Сейчас ей 85 лет, она уже не может управляться с хозяйством самостоятельно, а после всего случившегося чувствует себя гораздо хуже. То ли возраст, то ли нервное перенапряжение от пережитого, а может, как она думает, пыль от высохшей плесени ухудшили ее здоровье. Пробить круговую оборону ни в одиночку, ни с помощью дочери и внука, ей, по всей видимости, не удастся. Остается надеяться на вмешательство более влиятельных лиц.
Фото: Фото Анна ДУНАЕВА