RU161
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

7 м/c,

вос.

765мм 86%
Подробнее
6 Пробки
USD 99,23
EUR 103,30
Город Александр Колупаев, начальник Южного регионального центра МЧС России: «Спасали и будем спасать!»

Александр Колупаев, начальник Южного регионального центра МЧС России: «Спасали и будем спасать!»

Эти слова являются жизненным кредо начальника Южного регионального центра (ЮРЦ) МЧС Александра Колупаева. Видящий в своей профессии еще и призвание, Александр Колупаев никогда не останавливается полюбоваться уже достигнутыми результатами: во-первых, нет времени, во-вторых, еще не сделанное для него важнее уже достигнутого.

Разговор с Александром Колупаевым начался с обсуждения темы ответственности как самих спасателей, так и других служб и ведомств.

Александр Васильевич, в декабре прошлого года сложилась известная вам чрезвычайная ситуация на трассе М-4 «Дон». Только по официальным данным, длина пробки составила около 17 километров, по неофициальным – более 40. Как отреагировали на ситуацию спасательные службы ЮРЦ МЧС? Как вы можете прокомментировать претензии к спасателям, высказанные в некоторых СМИ?

– Да, мы выдвинули туда силы, на первом этапе, сделали все, что могли. Подняли спасательный центр, выслали и расставили пункты обогрева, чтобы людям было куда зайти, отогреться, зарядить мобильные телефоны. Организовали обход автомобилей. Но поймите, на трассе стоят сотни машин. И какие бы мы усилия не предпринимали, все равно до каждого человека, находящегося в пробках, наши люди просто физически не могли дойти. Соответственно, у людей возникало недовольство, народ ворчал: ко мне вот не подошли, не принесли мне горячей пищи, хотя пункты питания стояли.

В качестве одной из претензий приводились жалобы водителей на то, что горючего давали мало, что люди сидели в своих машинах сутками и работающий двигатель стал для них единственным источником тепла. Ваш взгляд на эту проблему?

– Мы постарались организовать также и дозаправку техники, особенно тех машин, в салонах которых находились дети. Но поймите, количество ГСМ у нас тоже было ограничено! И мы вынуждены были выдавать по 100 литров. Однако вообще-то этим вопросом должна заниматься исполнительная власть: администрация Ростовской области, муниципальные образования.

Одной из причин сложившейся ситуации называют медленную расчистку федеральной трассы от снежных заносов. На ваш взгляд, можно было это дело ускорить?

– А вот это как раз вопрос об ответственности и подготовленности различных ведомств. Трассу-то должно чистить управление федеральных дорог. А оказалось, что большегрузной техники у них для этих целей просто нет! В результате мы вынуждены были даже привлекать снегоуборочную технику Министерства обороны, и длилось все это двое суток.

Вы коснулись еще одной проблемы, которая стоит перед МЧС: оперативность прибытия спасателей на место ЧС. На разных уровнях неоднократно отмечалось, что в этой проблеме, особенно на дорогах страны, ситуация резко изменилась к лучшему. Своевременное прибытие к месту аварий сотрудников ЧС уже спасло тысячи жизней. И все-таки руководство министерства намерено ускорить время прибытия спасателей к месту ЧС на трассе М-4 «Дон». Каким образом?

– С помощью вертолетов. Проблема обсуждалась с руководством всех районов Краснодарского края и Ростовской области, через которые проходит трасса М-4 «Дон». Решено, что в каждом из этих районов будут оборудованы вертолетные площадки. Соответствующие документы проработаны со всеми муниципальными образованиями. С каждым районом согласован вопрос по размещению и базированию таких площадок. У нас вертолеты базируются в Сочи, Ставрополе, Кабардино-Балкарии, Астрахани, ну и, разумеется, в Ростовской области. В 2009 году санитарная авиация, к сожалению, прекратила свое существование. Поэтому своими вертолетами мы оказываем помощь и тогда, когда транспортировка пострадавшего другими средствами доставки невозможна. На прошлой неделе вот доставили пострадавшего из Дагестана в Краснодар, он упал в ущелье. Конечно, все это достаточно затратно, но все равно делать это надо.

Простите, а хватает ли у вас для этого вертолетов, соответствуют ли их технические возможности современным требованиям?

– У нас сейчас в наличии шесть вертолетов, это машины типа Ми-8 и Ка-52. Да, они не на всех площадках могут сесть. Поэтому уже в этом году будет приобретено еще четыре легких вертолета иностранного производства. Председатель правительства России поставил нашим авиастроителям задачу на разработку легкого вертолета отечественного производства, над этим сейчас работают авиастроители в Казани и Башкирии. Но пока отечественных машин нет, будем использовать иностранные. При этом четыре из десяти вертолетов мы планируем нацелить только на выполнение задачи по обеспечению трассы М-4 «Дон». Такие же мероприятия будут проводиться на трассе Москва – Нижний Новгород. Будем работать в контакте с ними, обмениваться опытом.

При всех своих положительных достоинствах вертолет имеет существенные недостатки: прежде всего, он весьма и весьма затратен и, насколько я понял, может применяться только в экстренных случаях. К тому же в городских условиях этот вид транспорта практически неприемлем. Однако необходимость немедленного прибытия спасателей и медиков к месту происшествия по забитым автотранспортом улицам городов пока остается нерешаемой. Или я ошибаюсь?

– Действительно, с мая и по осень включительно наши трассы забиты автотранспортом, и большегрузная техника, такая как КАМАЗы, или машины на его базе, оперативно прибыть к месту происшествия зачастую не могут. Не помогают ни мигалки, ни сирены, ни специальная раскраска машин. Поэтому на территории ЮФО начинается уникальный эксперимент. Мы планируем часть спасателей пересадить на мотоциклы. Первое в России экспериментальное подразделение мотоциклистов начнет действовать в Краснодарском крае уже в этом году. Мы надеемся, что с помощью мотоциклов сумеем оперативно доставить к месту происшествия и спасателей, и медиков. Пока таких мотоциклистов будет 23. Почему Краснодар? Потому что летом там не проехать, а ситуации бывают всякие, иногда дорога каждая минута. На Западе вон работают мотоциклисты-полицейские – и недорого, и оперативно, и удобно. Попробуем и мы пересадить спасателей и оказать помощь медицине.

В самом деле, выглядит очень заманчиво. Но тут сразу просматриваются новые проблемы: допустим, доставили врача на мотоцикле к месту происшествия, он оказал первую помощь, а если возникла необходимость срочной эвакуации пострадавшего, например, или еще что-то в этом роде?

– Это действительно не исключено, но сначала ведь надо попробовать! А если не получится – будем другое что-то искать, двигаться будем! Есть такой принцип велосипеда: пока двигаешься – ты едешь. Остановился – упал.

Несколько раньше вы затронули проблему ответственности ведомств и должностных лиц за свою работу. Можете это как-то конкретизировать?

– После трагедии в «Хромой лошади» того инспектора, который проверял это здание, посадили. Он сейчас находится под следствием, в тюрьме. Это правильно, так и должно быть. А сколько было случаев, когда в пионерских лагерях и других учреждениях люди травились! Взять Дагестан: в Каспийске 50 с лишним человек отравились, а ведь там почему-то никто не привлекается к ответственности! Но на кого-то же возложена функция проверки? Или проблема лесных пожаров? У нас в этом году на 20 процентов больше выгорело лесов, чем в 2008-м, и есть люди, которые за это персонально отвечают, которые получают за это зарплату. А ведь никого же не привлекли! А нам в соответствии с руководящими документами тушение лесов запрещено! Потому что это деньги, это моторесурсы, это ГСМ, мы занимаемся только охраной населенных пунктов. Но мы выезжаем на лесные пожары. А Росприроднадзор обязан за этим следить, но ведь никого не привлекли и ни с кого не спросили! А надо бы уже, пора. Пусть отвечают.

Александр Васильевич, что изменится в вашей работе в связи с появлением нового, Северо-Кавказского федерального округа?

– Ничего. Мы как были, так и остаемся. Теперь будем на два округа работать. Видите ли, делить сейчас нашу структуру, наверное, не совсем было бы правильно. У нас создалась устоявшаяся группировка, наработаны связи, система взаимодействия, и ломать все это просто нецелесообразно. Как спасали, так и будем спасать!

К какой ЧС на территории области сотрудники Центра готовятся в ближайшее время?

– В связи с большим количеством выпавшего снега и сильными морозами в Ростовской области ожидается ледостав. При прохождении ледостава возможны заторы, зажоры, поднятия уровней воды, подтопления населенных пунктов. Будем готовить подрывные команды, ледокольные суда малого типа. Муниципалитетам будем рекомендовать проверять состояние ливневой канализации.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Артем Краснов
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления