Учительница элитной ростовской школы «Эврика – Развитие» Ольга Васильева признана судом виновной в издевательстве над своими же учениками. Официально она обвинялась по статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». В суде педагог призналась, что оскорбляла детей, но не била. Но этого оказалось достаточно, чтобы на три года лишиться профессии.
Больше года назад, когда элитная школа «Эврика – Развитие» готовилась с размахом отпраздновать 15-летний юбилей, неожиданный «подарок» преподнесли родители 1 «А» класса. 17 мам и пап первоклашек подписали коллективное письмо на имя директора школы, где уведомили, что вторая копия этого письма уже лежит на столе прокурора Ворошиловского района. Поводом для похода в прокуратуру послужил аудиодиск с записью уроков Ольги Васильевой.
«Администрация школы была в ярости от нашего поступка: мол, вынесли сор из избы, ‒ вспоминает отец одного из первоклассников, – а я был зол и на себя, ведь видел, что ребенок меняется на глазах. Ходит подавленный, ищет любой предлог, чтоб не пойти в школу. Ну, думал, первый класс – адаптация к новой жизни. Позже понял: что-то тут не так. Приходит сын из школы и спрашивает: «Я правда дебил?». Когда стали спрашивать у ребенка, с чего он это взял, мальчик расплакался и сказал, что его так назвала Ольга Юрьевна – первая учительница!»
Позже выяснилось, что Ольга Юрьевна успела «обласкать всех своих учеников. Детей оскорбляли систематически, причем не только словами, но и действиями. Родители решили нанять частного детектива. Тот незаметно для учительницы пронес в класс диктофон. Запись велась два месяца. Вскоре на стол прокурора легла кассета с аудиозаписью общения педагога с учениками. Копии кассет неизвестные подкинули в почтовые ящики всех родителей учеников 1 «А». И если кто-то еще сомневался в правдивости слов маленьких человечков, то после прослушивания кассеты убедился: симпатичная учительница 1974 года рождения в элитной школе вела себя, мягко говоря, не элитно. Началось следствие.
«Ей ничего не стоило дать ребенку подзатыльник, щелкнуть его линейкой или толкнуть. Мой сын давал показания в суде против учительницы и говорил, что пару раз получал от нее затрещину – ужас какой! – но она это отрицала», – с горечью рассказала мать еще одного ученика.
«В суде учительница признала только оскорбления, но наотрез отмела обвинения в рукоприкладстве. Хотя на аудиокассете явно слышались звуки, похожие на удары, этот пункт обвинения остался не доказанным. Преподавательница заявила, что срывалась на уроках, кричала на детей из-за того, что у нее были проблемы в семье: в то время сильно болела ее мать, еще какие-то неурядицы личного плана», – рассказала 161.ru старший помощник областного прокурора Наталья Ахреева. Она отметила достойное поведение детей на процессе. «Детки так храбро себя вели: давали четкие показания, толково отвечали на вопросы судьи. Не понимаю, как можно было их оскорблять и называть «дебилами», – растрогалась помощник прокурора и добавила: – По поводу решения – у обвинения идентичная с судом позиция. Я считаю это наказание довольно суровым для педагога».
Суд запретил Ольге Васильевой три года заниматься преподавательской, педагогической деятельностью в дошкольных и школьных учреждениях. Но в решении суда ни слова не сказано о профессиональных училищах и вузах. То есть, по сути, «училка» без работы не останется.
«Не думаю, что она отважится на этот шаг. Ее имя сейчас на слуху – пресса постаралась», – добавила Наталья Ахреева. Она отметила, что педагог во время процесса настойчиво просила не выносить никаких замечаний школе «Эврика ‒ Развитие».
Школа «Эврика-развитие» возникла в 1993 году как проект учителей, желающих делать свою, отличную от традиционной, школу. 14 учителей и 110 учащихся начали осваивать систему Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова как первый шаг проекта.Сегодня в ней обучается 326 детей, работает 47 учителей. Родителей – 647. С 1997 года школа является Федеральной экспериментальной площадкой, с 2002 года получен статус авторской экспериментальной школы.
Неожиданную оценку действиям учительницы, родителей, а также прогноз возможного дальнейшего поведения детей дал доктор психологических наук Евгений Чернов.
«В первом классе преподаватель – олицетворение педагогики в целом. Первый учитель должен привить любовь ко всем предметам. В этом возрасте ребятишки очень талантливы и очень доверчивы. А если учитель в глаза ребенку говорит, что он тупой – извините, ребенок в это поверит. Перестанет стремиться к знаниям. И потом его переведут в класс «выравнивания». Я проводил тестирование в таких классах и, смею заметить, что дебилов там нет. Дети просто смирились с приговором педагогов», – ответил психолог на наш первый вопрос о последствиях такого «процесса обучения» для детской психики. Но неожиданно доктор продолжил: «Дети, зная, что родители нашли на учительницу управу, могут попросту оговорить вторую, третью, десятую. Они могут шантажировать как родителей, так и педагогов. Видимо, родители поторопились с заявлением в прокуратуру. Нужно было прийти с этими записями к директору школы. У нас не принято родителей пускать на уроки – а зря. Я считаю, что в начальных классах учителя просто обязаны давать открытые уроки, но не для проверяющих коллег, а именно для родителей. И учитель будет знать, что его действия контролируются, и родители смогут лично убедиться в компетентности педагога».
Согласилась побеседовать с корреспондентом 161.ru и руководитель секретариата аппарата уполномоченного по правам ребенка Ростовской области Татьяна Княжева. Она разъяснила родителям, как вести себя в подобной ситуации, не тратясь на частных сыщиков.
«В каждой школе есть директор, есть психолог, оба заинтересованы в том, чтобы оперативно разрешать такие конфликты. Кроме того, в последнее время во многих ростовских школах появились уполномоченные по правам ребенка, которых выбирают сами дети. Они также нацелены на преодоление аналогичных ситуаций. Не комплексуйте, обращайтесь к этим людям, уверена, они не позволят довести ситуацию до критической», – убеждена Татьяна Княжева.