Группа воспитанников детского дома в селе Сулин Миллеровского района обратилась в прокуратуру с жалобой на жестокое обращение и издевательства. В результате против одной из воспитательниц возбуждено уголовное дело, она спешно уволена, ряд ответственных лиц наказан в административном порядке, следствие по делу продолжается, и правосудие вряд ли остановится на этом.
Как сообщила старший помощник прокурора области Наталья Ахреева, воспитанники детдома совершили беспрецедентный поступок: коллективная жалоба на педагогов – такое нечасто встретишь. Не мешкая, сотрудники областной прокуратуры, говоря казенным языком, провели «проверку законности в деятельности областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сдержанные формулировки официального отчета нарисовали весьма красочную картину: «...в коллективе детского учреждения по вине воспитателей между воспитанниками и сотрудниками сложились конфликтные отношения... выявлены существенные нарушения требований законодательства и ущемления прав воспитанников... заместителем директора и отдельными воспитателями допускалось психическое воздействие на детей, выразившееся в многочисленных высказываниях оскорбительного характера... одна из воспитателей применяла физическое насилие к воспитанникам за невыполнение ее указаний... из-за закрытия помещения столовой после ужина дети даже не могут воспользоваться питьевой водой... Основная масса старших воспитанников курит, однако какая-либо наглядная агитация против курения в учреждении отсутствует... Воспитанники не ориентируются в вопросах своего выбора профессии, места жительства, учебы...».
Примечательно, что прежде прокуратуры в детский дом наведалась проверка министерства образования области. И ничего похожего не выявила. Может быть, потому воспитанники решились на столь отчаянный шаг, как письмо прокурору? Результат: уголовное дело в отношении одной из воспитательниц, у которой кончился запас педагогических методов.
В областном министерстве комментировать этот досадный факт желающих не оказалось. Лицо уполномоченное постоянно пребывало или в отлучке, или в отъезде. Предложение пообщаться с ним по мобильному также успеха не имело – в сотовом телефоне ответственного лица, как нас уверили, разрядился аккумулятор...
Директор детского дома Светлана Костюкова воздержалась от комментария по вполне понятным причинам.
«Давайте дождемся официального окончания следствия, потом будем делать окончательные выводы», – сохраняя внешнее спокойствие, предложила Светлана Костюкова.
А тем временем в защиту бывших коллег выступила одна из педагогов, которой несколько лет довелось поработать в подобном учреждении. «Меня очень возмущают все эти слезные сюжеты и статьи о том, как детей в детских домах бьют, унижают, издеваются», – решительно заявила Елена Касуха, которая несколько лет назад сменила профессию. «Те, кто там работает или работал, знает, о чем я говорю, – пояснила она. – Подавляющее большинство воспитанников таких учреждений имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития). С раннего возраста эти дети лишены нормального, позитивного человеческого общения. Вырастая рядом с агрессивными родителями, они просто не умеют реагировать на нормальное обращение, просьбу, требование. Их с самого раннего возраста родители бьют, подвергают унижениям, порой и физическим, и они принимают только такую модель поведения». Бывший педагог пояснила, что ушла из интерната по одной причине: там нельзя работать без специальной психологической подготовки и квалификации. «Подавляющее большинство этих детей нуждаются в коррекционном воспитании, а заставляют с ними работать обычных педагогов, которые и с обычными детьми иногда не знают что делать, – рассуждает Елена Касуха. – Вы можете себе представить ситуацию: урок, 9 класс, в ответ на упрек учителя за невыученный урок мальчик запрыгивает на подоконник и орет: «Вот я сейчас выпрыгну, а вас посадят!» Вы поймите: дети не плохие! Они другие, у каждого из них за плечами такой опыт иногда, что не приведи Господь. Внутри эти дети организовываются в некое подобие колонии, со своими «паханами», «работягами»... У неподготовленного взрослого человека их поведение вызывает одно – агрессию. В большей степени – от страха и бессилия перед такими детьми: озлобленными, закрытыми, агрессивными».
Однако фактов насилия над воспитателями в данном детском доме зафиксировано не было. К ответственности привлекут взрослого человека, который обязан понимать, что можно делать, а что нельзя. По мнению Елены Касухи, это вряд ли поможет стабилизировать ситуацию в детском доме. «Если в этом заведении и был хоть какой-то хрупкий баланс между воспитанниками и воспитателями, то теперь он нарушен, – считает педагог. – Дети почувствуют свое превосходство, ощутят то, что называется «волей». Теперь не только можно курить и не убирать за собой. Можно будет наплевать на преподавателя в принципе и даже физически. У детей из асоциальной среды нет внутренних ориентиров и сдерживающих факторов». Бывший педагог вовсе не оправдывает поступок коллег, по ее мнению – если не умеешь работать с таким ребенком – уйди, а не бей. Но в данном случае видит лишь один выход из ситуации. «Необходимо сменить педагогический состав, укомплектовав его квалифицированными кадрами, умеющими работать с трудными детьми. Только где их набрать, когда сирот у нас – как после войны», – сетует женщина.