Взрыв бытового газа в ростовской десятиэтажке: один человек госпитализирован, сорок провели большую часть ночи на открытом воздухе. Практически непригодны для жизни четыре квартиры. Власти обещают помощь, но большинству погорельцев придется ремонтировать квартиры собственными силами.
В час ночи перед вторым подъездом десятиэтажки по улице Лекальная, 12/73 было многолюдно, шумно и... страшно. В первые секунды после оглушительного хлопка мало кто мог сообразить, что случилось. «Произошел взрыв, и п...ц!», – кратко, но емко ответил на вопрос корреспондента 161.ru, прибывшего на место ЧП в числе первых, плотный парень с ребенком на руках. Глядя на бушующее пламя в окнах квартиры на четвертом этаже, людям оставалось только гадать – газ? взрывчатка? теракт?
«Сигнал о возгорании поступил 29 июля в 0:55 мск, – уточнили в пресс-службе ГУ МЧС по РО. – Как выяснилось, на четвертом этаже в квартире №52 произошел взрыв, после чего начался пожар. Площадь загорания составила около 80 метров. Пламя локализовано в 1:45, ликвидировано в 2:07».
Каким было это пламя, на себе испытали жильцы верхних этажей.
«Мы живем на 10 этаже, – с трудом сохраняя остатки самообладания рассказала 161.ru девушка по имени Елена. – Уже спали, когда вдруг ощутили толчок, зазвенели стекла. Я выглянула в окно – был просто страшный столб пламени внизу, вверх летели искры. У нас были ключи от чердака – мы с мужем через чердак по крыше перешли в другой подъезд, там уже нам открыли, и мы вышли на улицу».
Когда пожарные справились с огнем, муж Елены наведался в квартиру. Оказалось, прорвало трубу, пришлось вызывать аварийную службу «Водоканала». «Ночевать, естественно, в доме не останемся», – покачала головой Елена.
Это потом, утром выяснится, что внешние стены и несущие конструкции дома выдержали взрыв. А ночью, при слабом свете уличных фонарей, масштаб случившегося поражал воображение. Сверху на испуганных людей зияющей чернотой смотрели глазницы выбитых окон, и никто не знал, что там за ними осталось.
Утром осмелевшие жильцы уже водили экскурсии. Взрыв и огонь разрушили как минимум два этажа, языки копоти дотягивались почти до крыши. От эпицентра взрыва – квартиры №52 – не осталось в прямом смысле ничего: о былой обстановке напоминают ошметки полусгоревших вещей, холодильник «опознается» по взорвавшейся от жары банке, где чудом сохранились теперь уже солено-копченые огурцы. Взрывная волна и пламя прошлись и по смежной квартире №53, уцелел только кухонный гарнитур. Сидящий на нем хозяин квартиры Анатолий Минаков с ужасом понимает, что жизнью обязан своей даче.
Заночевали на даче и владельцы квартиры №52 – семья Блит. Потому у трагедии – единственный пострадавший: остававшийся дома внук Блитов, 22-летний Олег. Он госпитализирован в БСМП-2 с ожогами второй и третьей степени и черепно-мозговой травмой. Как рассказывают соседи, после взрыва молодой человек метался по квартире, затем выбежал на балкон, а когда язык пламени достал до него, прыгнул вниз. Владелец квартиры и дедушка пострадавшего – пенсионер Михаил Блит – пытается найти случившемуся хоть какое-то объяснение.
«У нас все в порядке было всегда с газовым оборудованием – вообще никаких проблем, все всегда проверяли, мастера осматривали. У нас колонки нет, только газовая печка. И проводка хорошая. Я просто не знаю, что могло произойти. Он же курит – видимо, прикуривал как раз. А здесь какая-то утечка», – рассуждает Михаил Иванович.
Пока спасатели будут разбирать завалы на месте двухкомнатной квартиры, Блитам придется пожить у знакомых. Либо на Горького, 270. Временное жилье пострадавшим уже готова предоставить районная администрация. Осматривая пожарище вместе с коммунальщиками и спасателями, глава Пролетарского района Александр Огарев заверил корреспондента 161.ru, что администрация не бросит погорельцев в беде. Однако в этом вопросе есть свои тонкости.
«По нашим данным, наиболее сильно пострадали четыре квартиры – №№52 и 53 на четвертом этаже и №№56-57 на пятом. Кроме того, в менее масштабном ремонте нуждаются и другие квартиры. Мы будем подходить индивидуально ко всем жильцам. Представители департамента соцзащиты сегодня посетят всех жильцов, и если люди неработающие, нуждающиеся, пенсионеры, мы обязательно найдем способ, как их поддержать. Тем, кому ремонт нужен, но небольшой, и работающим, естественно, будет можно потребовать компенсации затрат в судебном порядке», – пояснил Александр Огарев.
Официальные причины взрыва уточняются. Свою «рабочую версию» возмущенные люди озвучили еще ночью. Как рассказали жильцы дома на углу Лекальной и 18-й линии, пострадавший – Олег Блит – примерным внуком не является. Часто выпивает, берет в долг у знакомых и попросту исчезает, предоставляя бабушке и дедушке право расплачиваться с кредиторами. Представить, что можно взыскать в судебном порядке у Блитов, если Олег будет признан виновным, весьма непросто. Впрочем, жильцы соседних домов незадолго до взрыва слышали, как во дворе дома группа молодежи выясняла отношения... В общем, дознавателям по данному факту есть чем заняться.
Ведь пока нет окончательного вывода экспертизы о том, что же все-таки взорвалось. «Взрыв газа является только одной из версий происшедшего, тем более что подтверждений этой версии мы пока не имеем. Причину взрыва, возможно, установит комиссия, которая начнет работать на доме уже сегодня», – пояснил руководитель пресс-службы областного департамента по ЧС Владимир Наконечный.
Каковы бы не были выводы экспертов о причинах нынешнего ЧП, установленных фактов взрывов бытового газа в Ростове и Ростовской области предостаточно, чтобы выводить из себя сдержанных и корректных сотрудников «Горгаза». «Чего только не делают! Отключают защитную автоматику, вносят самовольные изменения в конструкцию газового прибора, или приглашают со стороны «дядю Васю», который за копейки подсоединяет или проверяет на утечку газовую плиту, поднося к кранам спичку! На чем экономим!?» – негодует начальник отдела службы промышленной безопасности Ростовского «Горгаза» Ирина Тризна.
Среди своих знакомых сотрудники редакции 161.ru нашли семью таких «экономистов». Молодая пара, проживающая по ул. Зорге, 58 до сих пор с ужасом вспоминает тот случай.
«Пару лет назад пригласила знакомого установить новую газовую плиту, газовиков вызывать не стала, посчитала, что дорого, – на условиях анонимности рассказала хозяйка квартиры. – Он установил газовый шланг, который купил на базаре, и заявил, что это очень надежный шланг. А пару недель назад выключила свет на кухне, смотрю – за газовой плитой какой-то огонек мерцает... Глянула – а огонек горит прямо на газовом шланге, тихонько так, но огонек постепенно становится сильнее... Я заорала от ужаса, а сама стою, как парализованная, спасибо, муж прибежал и газовый кран перекрыл, а то бы... Потом пригласила уже профессионального газовика, он как увидел наш шланг, пришел в ужас и сказал: «Ребята, кто-то здорово за вас молился...»
А между тем только в текущем году:
– 20 мая в Новочеркасске взорвался бытовой газ в киоске «Куры гриль», пострадали две женщины;
– 19 мая в городе Шахты в результате взрыва газа в частном доме погиб человек, двое госпитализированы;
– 12 марта в Зверево в частном доме взорвался баллон со сжиженным газом, два человека получили тяжелые ожоги;
– 26 февраля на перегоне Персияновка–Каменоломни произошел взрыв газа в вагоне-ресторане поезда Владикавказ–Москва. Жертвами стали шесть человек;
– 6 февраля взорвался баллон с газом в одном из частных домов в Зернограде, тогда пострадали пять человек, в том числе трое детей;
– 31 января в селе Летник Зерноградского района в частном доме взорвался баллон с газом. Один человек получил тяжелые ожоги;
– 23 января в Шахтах произошел взрыв газа в многоэтажном доме. Престарелая жительница дома получила ожоги.
Осенью прошлого года взрыв газа разрушил две квартиры на последнем этаже девятиэтажки в Шахтах и стал причиной разрушения части подъезда пятиэтажного дома в Батайске. Под завалами тогда погиб один человек.
Фото: Фото Анны ДУНАЕВОЙ