Часть еврейской общественности Ростова полагает, что в их гимназии готовят адептов ХАБАД – движения в иудаизме, которое отдельные религиоведы квалифицируют как тоталитарную секту. Руководство гимназии не отрицает факт зарубежного финансирования, но настаивает на исключительно светском характере обучения.
Сдетонировало проблему посланием членов еврейской общины г. Ростова к городским СМИ, где на свет божий вытянули особенности приема в гимназию Ор Авнер. По версии авторов, в учебном заведении евреев по материнской линии обучают бесплатно, а всем остальным приходится платить немалые деньги. Налицо дискриминация по национальному признаку, считает руководитель той самой общины, что составила послание, Яков Луковский. «Адепты ХАБАДа убеждены, что все «неевреи» это люди второго сорта, – возмущается Яков Луквоский. – Все упоминания об этом течении неизменно связаны с «Кицур Шульхан Арух», книгой, где собраны отдельные умозаключения иудейских мудрецов, и написанной 2000 лет назад». Выдержки из этой книги очень любят цитировать российские издания право-радикального толка. Но тексты и правда – впечатляют. «Еврейке не следует помогать нееврейке при родах», «Если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца» – приводит цитаты из этого произведения политолог Михаил Назаров в своей статье «Может ли экстремистская религия быть "традиционной?"», опубликованной в №1-3 журнала «Русский Дом» в 2003 году. Издание одиозное, но и защитники ХАБАД в Ростове не отрицают наличия подобных «откровений» в этой книге. «Да, действительно, в «Кицур Шульхан Арух» присутствуют подобные изречения, но книга эта была написана тогда, когда фашизм еще не был назван фашизмом. Так 2000 лет тому назад считали иудейские мудрецы, когда реалии окружающего мира были совершенно иными, – объясняет руководитель Религиозной еврейской общины в Ростове Юрий Рубинов. – Я не являюсь «хабадником». Но человек, который наделен правом говорить от имени всех евреев России, уважаемый Бер Лазар – «хабадник», а он встречается с президентом России, входит в состав общественной палаты. Вы считаете, что он – сектант?»
Кто кем обзывается и кто как называется, по сути, сейчас и пытаются выяснить евреи Ростова. Яков Луковский убежден, что поддерживаемые мощными финансовыми потоками из-за рубежа, «хабадники» постепенно оккупируют вотчины исконно русских евреев, которые придерживаются совершенно особенных взглядов на дальнейшее существование в условиях многонациональной Российской Федерации. «У них очень много денег и убеждения, которые мы не приемлем, – возмущается Яков Луковский. – Деньги делают свое дело: ХАБАД финансирует еврейские школы в России, СНГ и Балтии. Безусловно, своя хорошая школа – это замечательно, но там изначально складывается очень нездоровая ситуация: одни «настоящие» евреи, другие – не очень. Мы здесь живем уже несколько веков, пережили весьма нелегкие времена, а теперь вот кто-то взялся нас делить на «своих» и «иных». Причем, с самого детства. Что же это, как не идеология?»
Директор гимназии Ор Авнер подтвердила: да, частное учебное заведение финансируется из зарубежного фонда Леви Леваева и его жены Ольги, и «специальные» условия обучения присутствуют. «По требованию учредителей гимназии, действительно существуют некоторые аспекты в приеме детей на обучение, – пояснила директор гимназии Тамара Попова. – Поскольку по иудейским традициям национальность определяется по матери, дети, рожденные от еврейских женщин, у нас обучаются бесплатно. Просто за них платит фонд. Остальные должны оплачивать свое обучение самостоятельно. Еще раз повторюсь – таково требование учредителя». По словам директора, этим «аспектом обучения» уже интересовалась прокуратура, но не нашла в гимназии признаков, упоминаемых в статье УК РФ «Экстремизм». Зато, по данным 161.ru, несколько других школ, финансируемых все тем же фондом Леви Леваева, получили представления от прокуратуры. А в Украине некоторые школы фонда Леваева Ор Авнер так и называются «Ор Авнер – ХАБАД».
Разделение древнего народа на «своих» и «иных» уже привело к определенному расколу в еврейском сообществе по всему югу России. Совсем недавно Ставропольская городская еврейская религиозная организация «Шалом» выступила с открытым обращением к общественности с просьбой обратить внимание на ситуацию в общине. Там со скандалом были выдворены из страны иностранный раввин и несколько хасидских проповедников. Коренным ставропольским евреям не понравилось, что назначенный канадский ребе Цви Хершкович со сподвижниками открыто демонстрировали «пренебрежительное отношение к российскому законодательству, заявляли о нарушении их конституционных прав и существовании в России «фашистского режима». «(Хершкович) решил применить к нам, рожденным в России евреям, политику дискриминации по национальному признаку путем деления общины на чистых (оба родителя евреи, либо мать еврейка) и нечистых (негалахических) евреев, – говорится в обращении ставропольцев. – Как быть нам, рожденным в стране, в которой до 90-х годов прошлого века религия находилась под запретом, и большинство браков носило ассимилятивный характер? Как быть ветеранам Великой Отечественной, которые в один день остались без праздника Победы, потому что в представлении Хершковича, он не вписывается в каноны иудаизма, и его абсолютно не смущает тот факт, что именно евреи стали главной жертвой второй мировой войны?»
По данным 161.ru, похожая ситуация, когда местное еврейское население отказывается разделять взгляды назначенных сверху «поводырей», развивается сейчас в Краснодаре. Получается, весь юг будоражат. И не до «всемирного еврейского заговора» тут – ведь сами евреи жалуются. «Здесь, на юге, вопросам толерантности надо уделять особое внимание, – не скрывает своей озабоченности Яков Луковский. – Евреи здесь столетиями жили рядом с десятками других народов, и мы никуда отсюда уезжать не собираемся. Это и наша Родина тоже. Если даже нас начинают разделять на «чистых» и «нечистых», учат этому наших детей, как мы в будущем сможем налаживать связи в многонациональной России? К чему придем?»