Вот уже 37 лет он борется с огнем. Начинал простым пожарным, потом руководил государственным пожарным надзором. Теперь вот возглавляет региональное Всероссийское добровольное пожарное общество. Имеет множество наград, в том числе орден Мужества. Борьба с огнем стало делом не только его жизни – дети пошли по стопам отца и деда. День пожарной охраны стал семейным праздником, ведь если посчитать, в общей сложности Завязочниковы 100 лет борются с огненной стихией.
– Александр Павлович, Ростовская область, ЮФО – зона всех природных и техногенных рисков. Какое место занимает пожароопасность? Откуда можно ждать беды?
– Я бы не стал отделять Ростовскую область от других зон России. И Москва, Центральный федеральный округ, и Дальний Восток с повышенной пожароопасностью. У нас не больше и не меньше пожаров. Природа есть природа. Горят леса, горит прошлогодний сухостой. Но восемь из десяти пожаров возникают по вине человека! Пожар – это не только ЧП, это горе. Дом можно строить годами, а сгорит он за несколько минут. Беду ждите отовсюду, а лучше ее предупредить. Профилактика и еще раз профилактика.
– Страна отметила майские праздники. Отметила бурно и, увы, не обошлось без пожаров, без жертв на этих пожарах. Какая роль в этой связи отведена ВДПО, какими функциями и полномочиями наделены добровольные пожарные?
– С мая, как правило, количество пожаров увеличивается на 50-60%. Наибольшее количество пожаров происходит в жилом секторе. Это сухие цифры статистики. А за каждой цифрой – горе, беда. Основная роль, задача ВДПО – профилактика и инструктаж. Организационно-массовая работа. Если пожарные только тушат огонь, то мы идем, как говорится, в люди. Команда добровольных пожарных – это по сути те же пожарные. Одни на пенсии, другим не позволяет здоровье участвовать в пожаротушении. Ну и, конечно, активные местные жители. На многих донских предприятиях сегодня есть ВДПО. Имеется снаряжение, техника, даже машины. ВДПО есть во всех так называемых категорированных городах и районах – зонах повышенной пожароопасности в общем.
– Не секрет, что строящееся в регионе жилье зачастую не только не соответствует законодательным противопожарным нормам, но и реально несет угрозу возникновения пожаров. Какие меры принимаются к таким застройщикам?
– Мы предлагаем им огнезащитные составы. Гарантируем выполнение работ по дымоходам и вентиляционным каналам. При приемке дома выдаются акты дымовыводящих устройств. При этом не устаем повторять застройщикам — обращайтесь к профессионалам, а не к фирмам-однодневкам, которые не несут никакой ответственности.
– Кстати, об ответственности. С 1 мая текущего года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о требования пожарной безопасности». Насколько важен этот закон, в чем его актуальность? Какие вам лично видятся плюсы и минусы данного нововведения?
– Да этот закон, по моему мнению, надо было принимать еще в лихие 90-е, когда стали развиваться рыночные отношения. С введением этого закона собственник сам определяет, насколько пожароопасен его объект, будь то предприятие или торговый павильон. Если правильно к этому вопросу подойти, и государству и частникам этот закон необходим. А у любого толкового хозяина есть желание оценить риск. И не перекладывать вину на государство.
– Сейчас стало, я бы сказала, престижно бороться с коррупцией. Бытует мнение, что с любым инспектором ГПН можно договориться. А можно ли договориться таким же образом с ВДПО?
– Все зависит прежде всего от самого человека. Наших сотрудников тоже всячески пытаются соблазнять. Вот недавний случай: обращается к нам предприниматель и говорит: «Дайте справку, а огнезащиту я ставить не буду». Естественно, такую услугу он обещает оплатить...Человек, который любит свое дело и дорожит репутацией, никогда не пойдет на сделку с совестью. Если говорить о кадровой политике, за последнее время мы сменили четырех председателей районных и городских ВДПО. Люди работали недобросовестно. В коррупции их не уличили, но и реальных дел не увидели. Как я уже говорил, большинство членов нашего коллектива — офицеры. А для офицера честь — не просто слово.
– А за что вас наградили орденом Мужества?
– Я уже работал государственным пожарным инспектором... И вот сообщение поступило: горят цистерны рядом с вокзалом. Я, конечно, выдвинулся на место ЧП. Горели пять цистерн с бензином. Из одной из них вытекало топливо. По щиколотку пожарные стояли в лужах бензина. От столкновения разогретого и холодного воздуха стали образовываться смерчи. Они молниеносно подхватывали пламя, разнося его во все стороны. Зрелище было не для слабонервных, скажу я вам. Когда огонь потушили, само место продолжало оставаться опасным. В темноте было видно, как детали на цистернах отсвечивают малиновым цветом – настолько был раскален металл.
– А еще какой-нибудь неординарный случай из вашей практики можете вспомнить?
– Да пожар само по себе неординарное явление... Я тогда служил начальником отряда противопожарной службы в Туапсе. На нефтяном причале в порту загорелся танкер «Марио» с шестью тысячами тонн дизельного топлива. Представляете, шесть тысяч горючих тонн. А по соседству, как назло, на расстоянии всего 22 метров шла погрузка бензина в другой танкер. Задача была не из легких – ни в коем случае нельзя было допустить распространение пламени. Все не только бы полыхнуло, но еще и взорвалось. Угрозу взрыва и распространение огня на пирсе мы тогда предотвратили.
– Все чаще и чаще в СМИ проходит информация о так называемых черных списках организаций-нарушителей противопожарных норм. Туда входят и школы, и больницы. Как работаете с ними?
– Хуже всего, когда в такие списки попадают социальные учреждения. Есть в области и школы и детские сады, не говорю уже о больницах. В таких учреждениях наши сотрудники абсолютно бесплатно проводят обучающие семинары. Занимаемся и с детишками. Рассказываем, как вести себя с пожароопасными предметами, называем эти предметы, оснащаем соответствующей литературой. Вручаем огнетушители. Каждый руководитель может просто позвонить в местное ВДПО и получить консультацию специалиста. Мы не карающий орган. Мы призваны помогать всем без исключения – в черном списке объект или в белом.
– За рубежом существуют аналогичные организации добровольных пожарных. Поддерживаете ли с ними связь?
– Буквально на днях Центральный Совет встречался с немецкими коллегами. Они были удивлены, узнав, что нас не финансирует государство. В Германии добровольное пожарное общество находится под эгидой государства. Что касается донского ВДПО, то с гордостью хочу отметить, что в юношескую сборную команду России по пожарно-прикладному спорту вошли четверо ростовских ребят. Наше представительство – самое большое. Сейчас они готовятся к соревнованиям в Чехии. Но сначала наша команда поучаствует на всероссийских соревнованиях в Волгограде. Очень переживаю за ребят. Сам когда-то начинал с дружины юных пожарных.
– Выходит, вы всю сознательную жизнь боретесь с огнем?
– Скажу больше – мой отец начинал военным пожарным аж 1934 году! Тогда не было ни машин пожарных, ни огнезащитных костюмов. Потом я перенял «эстафетную» палочку. Теперь вот и дети мои. Обе дочери и сын связали свою жизнь с пожарной охраной. Сын пока только учится в академии МЧС, а дочери уже работают. И даже племянник по стопам Завязочниковых пошел. Я лет 37 борюсь с огнем всеми доступными методами: и предупреждал, и руководил тушениями, и воздействовал административно. Научился быть и жестким и толерантным, нежным и удивительным. Все то, что сегодня мне присуще как руководителю и личности – все благодаря пожарной охране.
– Какие могли бы отметить тенденции в своей работе?
– Профилактика! Скажу вам как профессионал: любой пожар лучше предупредить, чем потушить. Если профилактика – это затраты материальные и трата времени, то пожар – это моральный, материальный ущерб. Это жизни людей, жизни наших детей. Каждый нормальный мужчина, заботящийся о своей семье и думающий о ее безопасности, обязан хранить в своем жилище как минимум огнетушитель.
– Работа занимает большую часть вашего времени. Есть ли какие-нибудь увлечения, интересы?
– С детства увлекаюсь... мотоциклами. Непередаваемые ощущения. Сейчас у меня «Хонда Шадоу». А еще собаки. Дома у меня проживают три собаки – той-терьеры. Ну, как и многие мужчины, люблю охоту и рыбалку. Вот только на охоте убивать не люблю. Нравится сам процесс – подготовка к охоте, общение с друзьями, байки охотников и рыболовов с удовольствием слушаю.
– Как опытный огнеборец, что посоветуете делать всем нам, если вдруг в квартире, доме, офисе случился пожар?
– Не паниковать! Это самое главное. Первое: всеми возможными силами дозвонитесь до профессионалов по каналам 01, 112. Внятно сообщите адрес, предполагаемую причину возгорания. Зачастую люди начинают тушить самостоятельно пожар, не имея под рукой средств пожаротушения и не зная причину. Чем быстрее сообщите о пожаре, тем лучше. Время в данном случае работает против вас. Второе: обесточьте электроэнергию – отключите электрозащиту или выкрутите пробки. Потом можно приступить к самостоятельному тушению. Ну, и повторю еще раз: желательно в каждом доме иметь огнетушитель.