Уже порядка 50 исковых заявлений рабочих ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) рассматривают суды Таганрога. Профсоюзы предприятия (так называемый СОЦПРОФ, первичная профсоюзная организация работников ТагАЗа и ТГОО «Комитет народного контроля»), а также простые рабочие, не состоящие в профсоюзах, по разным искам и поводам пытаются в суде отстоять свои права. Акции протеста и митинги, решили рабочие, не возымели должного эффекта. С бесчинством руководства завода решили бороться цивилизованно.
Буквально вчера после обеда около 70 работников цеха окраски ТагАЗа написали заявление руководству о том, что они останавливают работу на основании статьи 142 Трудового кодекса России.
«Согласно этой статье, в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. И тут же на рабочих началось давление со стороны администрации завода и в частности – цеха. Начальник цеха окраски Юрий Устюжин неоднократно нам повторял: «Ребята, мы с вами в одной лодке», а вчера сказал, что предпримет меры, чтобы уволить всех, кто в письменном виде уведомил руководство... о своих правах. Мы ведь не от нечего делать уведомили руководство. Людям не на что даже ездить на работу», – в сердцах восклицает председатель первичной профсоюзной организации работников ООО «ТагАЗ» Сергей Пенчуков.
Профсоюзный активист Сергей Брызгалов, который уже однажды за участие в пикетах и обращение к главному бухгалтеру предприятия, был жестоко избит «неизвестными», и на этот раз привлек внимание директора Геннадия Сукача.
«Когда в окрасочном цеху люди составляли заявления-уведомления, я, являясь рабочим другого цеха, пришел к цех окраски. Быстро рассказал собравшимся о статье в Трудовом Кодексе и ушел. Меня вызвал Геннадий Сукач и сказал, что мне объявлено дисциплинарное взыскание. Мол, не имею права покидать рабочее место в рабочее время, хотя у меня был технический перерыв. Ну, выговор так выговор. Встретимся, как говорится, в суде», – объясняет свою позицию Сергей Брызгалов.
А Сергей Пенчуков в последнее время буквально живет в таганрогских судах. Досконально изучил трудовое законодательство и понял: а правда-то на стороне рабочих!
«Вот только за сегодняшний день было 10 слушаний. Они объединены в одно дело, поскольку исковые требования одинаковы. Первое и, на наш взгляд, очень даже законное требование – немедленно погасить задолженность по зарплате за январь и февраль! Второе – выплатить компенсации за каждый день задержки зарплаты. Ну, и третье – возмещение морального ущерба – каждому по 50 тысяч рублей», – перечисляет требования профсоюзный лидер. Руководство завода по-прежнему не намерено признавать созданную работниками профсоюзную организацию и откровенно демонстрирует нежелание разговаривать с представителями этого профсоюза. Впрочем, с представителями другого профсоюза – тоже. СОЦПРОФовцы также отстаивают права рабочих в суде. Судятся сегодня еще и ТГООшники.
«Мы пытаемся навести на ТагАЗе хоть какой-то порядок. В суде требуем признать незаконным невыдачу работникам завода расчетных листков при получении нами зарплаты. Люди должны знать и имеют полное на это право, опять же согласно Трудовому законодательству. У бухгалтерии и, стало быть, директората есть, что от нас скрывать? Каждый из нас должен знать, сколько и за что ему начислено денег. Рассчитывать семейный бюджет как, если каждый раз разные зарплаты? А вчерашнюю акцию с написанием уведомления об остановке работы поддерживаю целиком и полностью. Здесь как раз-таки никаких нарушений. В договоре руководство обязалось выполнять требования Трудового Кодекса. И где оно, это выполнение?», – негодует председатель Таганрогского городского общественного объединения «Комитет народного контроля» Александр Пономарев.
Все требования рабочих и профсоюзов ТагАЗа, изложенные выше, в инспекции труда по Ростовской области признаны законными.
Таганрогский автомобильный завод образован в феврале 1997 года. В 2001 году начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai и приступил к лицензионному производству автомобилей Hyundai Accent. На предприятии также освоен выпуск моделей Sonata, Elantra XD, малотоннажных грузовиков Porter, внедорожников Santa Fe. Является градообразующим предприятием Таганрога.
«Если дело обстоит действительно так, и есть неопровержимые факты и свидетельства, то в обоих случаях работодатели очевидно неправы. Суд должен однозначно принять решение в пользу истцов, – ни секунды не колеблется в оценке ситуации на таганрогском заводе пресс-секретарь инспекции труда Ростовской области Елена Капустина. – В подобных случаях предусмотрено и наказание руководителю предприятия – от 1,5 до 5 тысяч рублей штрафа. А в случае, если невыплата зарплаты носит массовый характер, может быть оштрафовано и само предприятие – на сумму до 50 тысяч рублей».
Руководители ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) традиционно отвечают всей прессе: «Ничего не комментируем». И вешают трубку. Затрудняется прокомментировать исход многочисленных судебных разбирательств и ведущий специалист отдела правового анализа и судебной защиты ТагАЗа Татьяна Юркова. Проще говоря – заводской юрист, телефон которой редакции 161.ru удалось раздобыть чудом.
«Вот получим решение суда, тогда и прокомментируем. Вообще-то я не уполномочена. Я одна из многочисленных юристов предприятия, – уклоняется от прямого ответа Татьяна Юркова. – На какое решение суда рассчитываем? Ну... на справедливое». Ее оппоненты в судах, представляющие рабочих, немного даже жалеют Татьяну Юркову.
«Да что мы, не знаем, что ли, что она нахваталась кредитов, за которые надо рассчитываться! Вот и приходится изворачиваться, извиваться», – как бы извиняется за слова юриста представитель противоборствующей стороны Александр Пономарев.
А между тем еще несколько десятков рабочих автогиганта уже сегодня стали составлять исковые заявления в суд, поскольку именно сегодня узнали, что зарплату за март им тоже задерживают.