Как минимум два судна за последние сутки задержаны береговой охраной Грузии – 5 апреля в нейтральных водах грузины задержали турецкое судно «Денфа Демет», а вечером 6 апреля – российский теплоход «В.Успенский» с ростовским экипажем. Грузинские власти утверждают, что «Успенский» «нарушил район плавания».
Береговая охрана Грузии задержала сухогруз «В.Успенский» в 22:07 мск понедельника. Теплоход следовал из Турции в Азов в балласте – то есть без груза.
«На борт теплохода «В. Успенский» высадился десант из 13 человек, вооруженных автоматами, изъяты судовые документы и паспорта моряков. Произведен досмотр, и судно поставлено на рейде порта Батуми. На судне оставлено четыре представителя береговой охраны Грузии», – описывает инцидент отраслевое издание «Морской бюллетень – Совфрахт.
Спустя несколько часов о судьбе сухогруза заговорили все центральные издания. Несмотря на то, что судно шло под флагом Камбоджи и приписано оно к порту Пномпень, судовладелец – Волго-Донское пароходство с центральным офисом в Ростове-на-Дону. По информации 161.ru, как минимум 13 из 14 членов экипажа «Успенского» – ростовчане. Это подтвердил и руководитель Доно-Кубанского профсоюза моряков Николай Кортунов.
«Экипаж на судно набирался в Волго-Донском пароходстве, его кадровый центр находится в Ростове. В Ростове моряков достаточно, поэтому другие варианты маловероятны», – сказал Николай Кортунов.
Вопрос, почему ростовчан задержали, стал основной темой новостных сообщений. По заявлению грузинской береговой охраны, судно нарушило район плавания – таким образом решили «срезать» и сэкономить на горючем. О том, что сухогруз якобы для экономии топлива решил пройти через закрытую зону, грузинская сторона проинформировала секцию интересов Российской Федерации при посольстве Швейцарии в Грузии. По данному инциденту идет следствие. Одновременно появилась информация, что россияне нарушили закон непреднамеренно: на судне случилась поломка. Представитель судовладельца ни одну из версий не подтвердил, но отметил, что ничего страшного не произошло.
«Капитан сказал, что с экипажем все в порядке, все чувствуют себя хорошо. Причины, по которым судно нарушило район плавания, мы как раз сейчас выясняем. Не надо драматизировать ситуацию, это обычное административное нарушение, сравнимое с нарушением правил дорожного движения. После разрешения вопроса торговое судно проследует дальше по своему курсу», – сказал в беседе с корреспондентом 161.ru заместитель директора Волго-Донского пароходства Виктор Мякушко.
Как стало известно редакции 161.ru, члены экипажа не задержаны: они могут свободно выходить в город. Однако штраф судовладельцу заплатить все же придется. По предварительным данным, речь идет о штрафе в 50 тысяч лари – это около 30-35 тысяч долларов США.
Пока эксперты в области морского права разводят руками и повторяют: а где же представитель Камбоджи, которая должна была в первую очередь вступить в переговоры с Грузией, поскольку «Успенский» ходит под его флагом, российские пограничники называют еще одну возможную причину произошедшего – неразбериху с водными границами. Россия признала Абхазию, и российские суда беспрепятственно проходят вдоль побережья республики. Грузия независимость Абхазии не признала, а соответственно, и абхазских вод не существует.
«Мы отслеживаем ситуацию, но пока все решается на дипломатическом уровне. У нас есть специальное подразделение, которое в случае опасности угрозы жизни экипажу может применить соответствующие меры. Но надеемся, что грузинские власти не пойдут на конфликт. Еще раз повторю – ситуация под контролем», – заверил начальник службы информации и общественных связей Северо-Кавказского регионального погрануправления ФСБ России Сергей Ливанцов.
Отметим, что за аналогичные нарушения в нынешнем году были задержаны более 10 иностранных судов. После суда и выплаты штрафа все они были отпущены. А пока теплоход, на борту которого 14 россиян, стоит на штрафном причале в двух милях от порта Батуми.
Фото: Фото www.zamri.ru