В розыск объявлен житель Ростовской области, подозреваемый в надругательстве над десятилетней девочкой. Мужчина на протяжении длительного времени издевался над приемной дочерью, а ее мать сейчас предпринимает титанические усилия, чтобы... спасти мужа от тюрьмы.
В январе этого года следственный отдел СК Азова возбудил уголовное дело против отца многодетного семейства. Стало известно, что мужчина регулярно «совершал насильственные действия сексуального характера» в отношении дочери своей жены. По словам девочки, она жаловалась матери, но та и слушать не хотела. «В ходе следствия она оказывала психологическое давление на дочь, чтобы девочка изменила показания. После возбуждения уголовного дела мать помогла мужу скрыться от следствия, а сама с остальными детьми выехала в неизвестном направлении», – сообщил начальник следственного отдела СК Азова Юрий Ермаков. Следователи не раскрывают, как они узнали о злодеянии; есть предположение, что проболтался кто-то из членов семьи. Долго скрываться семья не смогла: их нашли в Миллеровском районе, и теперь следствие идет полным ходом. Женщина продолжает настаивать на невиновности супруга.
«Подобные преступления совершаются в неблагополучных семьях с низким материальным уровнем. Зачастую матери скрывают преступные действия своих мужей, чтобы не терять источник содержания семьи», – объясняет такое поведение женщины старший помощник по связям с общественностью СУ СК при прокуратуре РФ Галина Гагалаева. Она же и привела шокирующую статистику: за первое полугодие 2008 года в Ростовской области было зарегистрировано одно преступление, связанное с сексуальным насилием в отношении детей; за полтора месяца 2009 года их зарегистрировано уже семь. Объяснить такой феномен не берется никто из психологов и психиатров. Связывать всплеск сексуальной агрессии с финансовым кризисом многие из них считают некорректным и предлагают дождаться хотя бы середины года. Если статистика не перестанет расти, тогда можно будет начинать делать какие-либо выводы. А пока психологи больше склонны анализировать другую сторону проблемы. Ведь это был не единичный случай насилия над девочкой, судя по собранным материалам, глава семьи давно развлекался с несчастной малышкой. А та, не найдя понимания у матери, не стала искать помощи на стороне.
По мнению Ирины Айдиновой, которая следит за расследованием подобных дел в областном следственном комитете, сексуальное насилие в отношении детей в семьях выявить крайне сложно. Эффективных методов мониторинга не существует в принципе. «Если мать замалчивает подобные действия мужа, то остальные или не знают о них, или предпочитают не вмешиваться. В таких случаях насилие может продолжаться годами, и следственные органы узнают о таких фактах случайно», – изложила горькую правду Ирина Айдинова. Пожаловаться есть куда. «В каждой школе есть медсестра, завуч, директор, которым можно все рассказать, – порекомендовала руководитель секретариата уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области Татьяна Княжева. – В каждом районе есть комиссии по делам несовершеннолетних, а также органы опеки. Ребенок может сам прийти туда или обратиться в социально-реабилитационный центр, где с ним поработает психолог. Сотрудники этих органов обязаны защитить ребенка вплоть до обращения в правоохранительные органы. Все это может сделать и взрослый, узнавший о беде, и товарищ пострадавшего».
Но чиновники и правоохранители прекрасно знают: дети сами не идут жаловаться. Психологи знают, почему. «Если мать готова сохранить брак любыми средствами, она заранее оправдывает любимого мужчину, прощает ему все, и дети это прекрасно чувствуют, – объясняет известный ростовский психолог Борис Литвак. – Конечно же, рассказывать о таких вещах им стыдно и тяжело. Но иногда сильнее стыда может быть страх, что их объявят лгунами и клеветниками». Психолог советует женщинам внимательнее приглядываться к своим избранникам и не особо их идеализировать. Насторожить мать может внезапно нагрянувшая замкнутость ребенка, нервозность и раздражительность. Пережитое сексуальное насилие в детстве ведет к целому ряду психологических расстройств, которые способны сломать судьбу будущей женщине. «У меня была пациентка, которая пережила нечто подобное в раннем детстве, – поделился Борис Литвак. – Постоянные проблемы с окружающими привели ее в кабинет психолога. Дело в том, что женщины, пережившие насилие в детстве, потом подсознательно крайне негативно относятся к мужчинам и сексу как таковому, что не позволяет им выстраивать гармоничные отношения. Моя пациентка, например, возмущаясь непристойным поведением начальника, рассказала мне, как он шутит в ее присутствии. На мой взгляд, и по мнению большинства моих коллег, ничего предосудительного в шутке не было, но женщине показалось, что речь идет о прямом сексуальном домогательстве. Так что пережить насилие нелегко, но жить после него – не легче».
В настоящее время пострадавшая девочка изолирована от матери и помещена в социально-реабилитационный центр.
Фото: Фото с сайта Мarkifraimov.ru