Сегодня, 12 января, в России начали действовать новые таможенные пошлины на ввозные иномарки. Мера для защиты отечественного автопрома уже вызвала бурную общественную реакцию на всех просторах РФ. А в Ростове местные коммунисты не исключают, что 31 января, во время проведения Всероссийской акции протеста, выведут на улицы города сотни тех, кто недоволен таким «антикризисным» планом правительства.
Кризисные меры
Решение о введении с 12 января 2009 года новых таможенных пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства правительство России приняло 10 декабря прошлого года. Пошлины на грузовики выросли примерно в три раза, на легковушки – в два раза. Сообщалось, что данная мера вводится с целью поддержки отечественного автопрома. Однако отечественные автомобилисты подобный патриотизм не одобрили. По всей стране – от Москвы до Владивостока – прокатилась волна акций протеста. На Дальнем Востоке и в Калининградской области, где в сфере импорта заграничных машин задействовано более 50% трудоспособного населения, волнения приняли нешуточный характер.
Недовольны все: и продавцы, и потенциальные покупатели. Первые пока скрывают свое раздражение от неминуемых убытков, вторые удивляются: ко всем «прелестям» мирового кризиса, правительство добавило еще и это. «К концу этого года объем продаж иномарок снизился, по моим оценкам, на 40 %, – делится информацией главный редактор журнала «АвтоЮФО» Яков Таратута. – Разумеется, введение таможенных пошлин снизит его еще больше. Мне кажется, что в этом году продажа новых и подержанных иномарок упадет в 2-2,5 раза». По его данным, в прошлом году отечественные автомобили в общем объеме продаж занимали до 45% рынка, в этом году их доля может возрасти до 60 %. «Но это все произойдет на фоне общего снижения объема продаж. Убежден, что, несмотря на принимаемые правительством меры, российские автомобилестроители не получат никаких выгод от повышения таможенной пошлины», – заключил Яков Таратута.
Его пессимизма не разделяет компетентный представитель известного на Дону авторынка «Алмаз», пожелавший остаться неназванным.
«Давать оценку ситуации на автомобильном рынке сейчас бессмысленно – у нас «мертвый сезон», который ежегодно тянется с ноября до марта. Положение прояснится только к апрелю, когда активизируются продажи», – туманно ответил анонимный собеседник 161.ru.
Цена вопроса
Руководитель отдела «Комиссионные автомобили» Автоцентра «Модус» Илья Савенков уверен только в том, что цены на импортные авто поднимутся как раз на величину выросшей пошлины. «Однако вряд ли можно определенно сказать, к чему придет наш авторынок. Он постоянно меняется под воздействием самых различных факторов. Сегодня это кризис и пошлины, завтра – что-то другое», – не стал гадать Илья Савенков.
Под действие новых ввозных пошлин подпадают все ввезенные иномарки, как новые, так и подержанные. Причем, согласно новым правилам, «подержанной» теперь считается авто в возрасте от 5 лет и старше, а не от 7, как было раньше. Подсчитать, на сколько подорожает приглянувшаяся легковушка, несложно. Если раньше, в зависимости от объема двигателя и возраста авто, за один кубический сантиметр надо было платить от 1,4 до 3,6 евро, то теперь от 2,5 до 5,8 евро. Правительство заверяет, что меры эти вынужденные, действовать будут всего 9 месяцев и не коснуться тех машин, которые были ввезены на территорию РФ до 12 января.
Автодилеры смирились с неизбежным. «Конечно же, повышение таможенных пошлин будет содействовать росту цен на импортные иномарки! Поэтому фирмы, занимающиеся продажей ввезенных иномарок, вынуждены будут всячески изворачиваться, чтобы привлечь покупателей, – считает представитель автоцентра «Артекс» Ирина Морозова. – Ждите, что вас забросают многочисленными маркетинговыми проектами, ждите применения гибкой демпинговой политики. Что касается нас, то, например, SEAT в ближайшие 5-7 месяцев вообще планирует понижение цен, правда, потом стоимость может резко повыситься».
Контрмеры
Тем временем, реагируя на социальный резонанс от принятой меры, власти страны в лице спикера Совета Федерации Сергея Миронова обещают снизить ее негативный эффект. «Во-первых, должны быть предприняты компенсационные меры в отношении граждан, чей достаток и благополучие связаны с импортом зарубежных машин. И, прежде всего, это должны быть меры, направленные на поддержку малого бизнеса в смежных сферах экономики», – убежден Сергей Миронов. Естественно, никаких конкретных планов, как это должно быть сделано, спикер Совета Федерации не озвучил. Эксперты 161.ru на просьбу прокомментировать данное заявление, ответили недоумением. «В случае с частными перегонщиками, как вы себе это представляете? – поделился своими соображениями на условиях анонимности один из них. – И потом: для оказания государственной поддержки должен быть создан законный механизм. На его разработку уйдут недели, а то и месяцы. Пока Дума примет – уже десятки тысяч людей потеряют источник дохода, а часть юридических лиц обанкротится»
В защиту импортных авто встали российские коммунисты. По информации депутата Законодательного собрания Ростовской области от КПРФ Владимира Бессонова, партия намерена провести 31 января Всероссийскую акцию протеста. «Сейчас мы изучаем возможности для проведения такой акции у нас. Окончательное решение о ее проведении будет принято позднее», – заявил корреспонденту 161.ru депутат. Он также добавил, что еще не известно под какими лозунгами они собираются протестовать. Пока выбирают между выражением недовольства результатами работы правительства в условиях кризиса и конкретно повышением таможенных пошлин. Второй вариант весьма соблазнителен, поскольку и без партийных лозунгов во многих городах страны вывел людей на улицы. Хотя и безрезультатно.
Фото: Фото с сайта Autosphere.ru