Жители Таганрога написали письмо президенту России. Более сотни горожан просят Дмитрия Медведева помиловать двух пожилых женщин, осужденных по обвинению в финансовых махинациях.
«Уважаемый президент! Просим вас решить судьбу двух пожилых женщин, вдов, которые отбывают длительный срок благодаря «гуманности» нашего таганрогского городского суда и всех последующих надзорных инстанций, вплоть до Верховного суда», – так начинается письмо, под которым стоят подписи 111 жителей Таганрога. Инициатором обращения к президенту стало ростовское региональное отделение общероссийского движения «За права человека».
Аналогичные письма получат председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и генеральный прокурор страны Юрий Чайка.
Руководитель отделения движения «За права человека» Ольга Погуляй посчитала необходимым заступиться за женщин, получивших, по ее мнению, несоразмерно большие сроки наказания за содеянное.
Как стало известно редакции 161.ru, в 2003 году три приятельницы организовали в Таганроге страховое общество НП ОВС «Людмила», правда, не имея на то никаких лицензий. «Людмила» исправно собирала взносы с желающих застраховаться, когда нагрянули с проверками. Учредительниц обвинили в незаконном присвоении более трех миллионов рублей.
Приговором таганрогского суда от 14 июля 2006 года все трое получили по 10-11 лет колонии общего режима. Одна из осужденных, Людмила Масливцева, 1956 года рождения, дожидаясь смягчения приговора, умерла за решеткой от рака. 60-летняя Маргарита Малюх и 67-летняя Маргарита Ямина продолжают отбывать наказание. За это время они обе стали вдовами, но проводить своих мужей в последний путь им не позволили. Надежды на амнистию, условно-досрочное освобождение или помилование нет: статья, по которой женщин осудили, относится к категории особо тяжких.
«В Ростовской области это не единичный случай, когда за преступления, которые не имеют большой общественной опасности, назначают длительные сроки, а вот наказания за коррупцию, за преступления против государственной власти являются образцом гуманности, взяточникам назначают штрафы либо условные сроки», – изложила причину появления письма Ольга Погуляй. Она привела в пример дело Мавроди, получившего за свою знаменитую пирамиду всего четыре года.
Председатель таганрогского городского общественного объединения «Комитет народного контроля» Александр Пономарев также не считает осужденных женщин ангелами и вполне допускает, что они небезгрешны. Однако вопрос он ставит не в плоскости «виновен – не виновен», но обращает внимание на несоизмеримость преступления и наказания, особенно на фоне аналогичных дел на федеральном уровне.
«Этот приговор – наглядное свидетельство того, как суды применяют у нас так называемое право «вилки», то есть разницу между минимальным и максимальным наказаниями за одно и то же преступление. Чиновник-коррупционер приговаривается к шести годам условно за то, что украл несколько сотен тысяч долларов, а эти женщины получили столько, сколько суды не дают иной раз за убийство. Я расцениваю подобную судебную практику как злоупотребление правом», – дал свою оценку ситуации Александр Пономарев.
Известный ростовский провозащитник Станислав Великоредчанин не стал давать правовой оценки незнакомому делу, но сам факт несоразмерности преступления и наказания его нисколько не удивил.
«Я занимался делом, в котором невиновность обвиняемого подтверждалась государственными служащими и документами, выданными в двух странах. А его осудили! В ходе другого судебного процесса выяснилось, что в преступлении, которое инкриминировалось обвиняемому, уже признался другой человек. А обвиняемого все равно осудили! А если же говорить о несоразмерности наказаний...», – Станислав Великоредчанин безнадежно махнул рукой.
Известный юрист неоднократно добивался решений в пользу своих клиентов на европейском уровне и хорошо знаком с судебной системой Ростова. Некоторые считают, что именно благодаря его активности решения судей Ростовской области чаще других в России отменяются Страсбургским судом. Г-н Великоредчанин даже занялся сбором своеобразной статистики. Узнав, что обвинитель и судья по делу таганрогских «страховщиц» женщины, высказал свою точку зрения на этот счет.
«Сейчас много говорят о том, что надо привлекать к судейской работе больше женщин, так как они склонны к проявлению сочувствия. Поймите, я не против этого, но неоднократно наблюдал, как именно женщины выносят особо жестокие приговоры», – поделился наблюдениями Станислав Великоредчанин, тут же оговорившись, что не имеет в виду именно данное дело.
Редакция 161.ru следит за развитием ситуации.