RU161
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

7 м/c,

вос.

757мм 55%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Валентина Полевиченко, генеральный директор концерна «Единство»: «Кризис заставит всех переосмыслить свое предыдущее поведение»

Валентина Полевиченко, генеральный директор концерна «Единство»: «Кризис заставит всех переосмыслить свое предыдущее поведение»

" src=

В 1997 она возглавила один из крупнейших строительных концернов Ростова, а уже в 2002 здесь ее назвали «Человеком года». Потом была медаль «За высокие достижения по развитию рынка жилья в России» и звание «Почетный строитель России». Мать двоих детей из списка ведущих топ-менеджеров области, она уверена, что успешная бизнес-леди и счастливая женщина – не всегда одно и то же, потому что главное для женщины – все-таки семья. Она не строит иллюзий, потому что слишком много времени отнимает реальное строительство. А в нынешних «новых экономических условиях» призывает всех строить планы на будущее, а не искать в СМИ новые рассказы о результатах финансового кризиса. О перспективах строительной отрасли и рынка недвижимости в Ростове 161.ru побеседовал с генеральным директором концерна «Единство» Валентиной Полевиченко.

Произойдет ли так ожидаемый всеми спад цен на рынке ростовской недвижимости?

– Давайте посмотрим на то, что сейчас происходит на рынке. В связи с финансовым кризисом резко снизился спрос на недвижимость. Но вот почему он снизился? Понять причину гораздо важнее, чем просто констатировать сам факт. Я вижу главную проблему в том, что на фоне общей нестабильности возник кризис доверия. То есть ситуация в том, что деньги-то у людей есть, но они не знают, что с ними делать. Многие банкиры рассказывают: клиент приходит, снимает деньги со счета и кладет их в ячейку. В банках нет свободных ячеек! Это одна сторона вопроса.

С другой – даже при тех объемах строительства, что мы имели до кризиса, мы и близко не подошли к насыщению рынка. Таким образом, в данный момент мы имеем большой объем отложенного спроса, который может «вывалиться» на рынок в любой момент. И чем раньше это произойдет, тем лучше и для рынка, и для покупателя. Я понимаю, что покупатель всегда ждет возможность купить что-то дешевле. Но пока деньги лежат «под матрацем», они обесцениваются. И я думаю, что некоторые уже начинают это понимать. Что касается снижения цен, нужно понимать, что те дома, которые строились в этом и в прошлом году, возводились при высокой стоимости на землю, стройматериалы и другие ресурсы. Поэтому снижение порядка 10-15%, которое есть на рынке сейчас, уже крайне чувствительно для добросовестного застройщика.

Вы считаете, что докризисные и нынешние цены на недвижимость в Ростове сильно завышены? Почему так происходит?

– Знаете, я более чем уверена, что мнение о завышенной цене на жилье в Ростове растет из того, что мы все видим и слышим это из СМИ, которые в массе своей находятся в Москве и пишут о ней же. И если сравнить себестоимость строительства в столице и в крупном региональном центре, то она будет практически одинакова, а вот цены, думаю, вы знаете, как отличаются. Кроме того, сейчас, когда говорят о том, что в Москве цена в долларах снизилась на 2%, никто не думает о том, что вся страна живет в рублях. И если это снижение перевести в рубли, то получатся 0, 0%.

Это же просто смешно, но при этом везде трубят о снижении цен, формируют соответствующую информационную среду. А цена на товар не возникает из ничего. Стоимость земли, которая есть в Ростове и входит, естественно, в затраты, очень высока; про стройматериалы я уже говорила. Все эти факторы непосредственно влияют на стоимость продукта. И неудовлетворенный спрос, который присутствовал на рынке, так же подогревал цены. Но как бы мы этого не хотели, застройщик не может мгновенно отреагировать на него, так как. только срок подготовки площадки занимает два года, плюс время строительства. Всё это влияет на цену. Да и если вы сравните Ростов с другими городами-миллионниками, то по сравнению с тем же Екатеринбургом, цены у нас значительно ниже.

Власти города заявили, что будут выкупать недостроенные дома, чтобы избежать социальных проблем. Насколько все плохо в отрасли и поможет ли такая мера?

– Есть такие планы, но цена, по которой будет происходить выкуп, ниже себестоимости, и это может подорвать финансовую устойчивость девелопера. Хотя, если это будет большая сумма денег, то её приход на рынок в целом скажется на общей ситуации благоприятно. А насколько плохо? Давайте посмотрим, стройка в основном производится на средства дольщиков, и если они на рынок не идут, то говорить о начале новых проектов просто не приходится. И все застройщики будут концентрировать свои усилия на тех объектах, которые находятся в стадии строительства. Только начатые дома могут быть заморожены. Поэтому, если ситуация не выправится в ближайшее время, то через год-два мы получим такую диспропорцию спроса и предложения, что цены опять взлетят вверх.

Ощущает ли «Единство» проявления кризиса и как концерн намерен с ними бороться?

– Ощущает. Во-первых, кредиты стали дороже и условия выдачи ужесточились. Во-вторых, уменьшились объемы продаж. Сейчас нас выручает то, что мы имеем хорошую репутацию. Я уже как-то говорила, что надо 15 лет работать на своё имя, чтобы во время трудностей оно поработало на тебя. Кроме прочего, мы изменили политику продаж по бизнес-центру класса А «Риверсайд-Дон», да и сам продукт подвергся изменениям. Если раньше мы предлагали только аренду, то теперь около половины площадей предлагаются к продаже. Мы сделали более мелкую нарезку и все офисы предлагаем с чистовой отделкой. И судя по тому, какой интерес наше предложение вызвало на рынке, мы не ошиблись.

Ожидается ли корректировка планов, и если да, то каких?

– Про «Риверсайд-Дон» я уже сказала, «Усадьбу» и «Парковый квартал» мы активно строим. Принимать решение о начале проектов, находящихся в данный момент в так называемой «бумажной» стадии, будем по мере прояснения ситуации.

Вам пришлось расставаться с кем-то из сотрудников в связи с кризисом? Ваше мнение о волне сокращений и принудительных увольнений в Ростове.

– К сожалению, да. Мы были вынуждены расстаться с частью персонала, который занимался разработкой наших новых перспективных, а ныне приостановленных проектов. Кого-то удалось переключить на другую работу, но, увы, не всех. Наши текущие проекты активно строятся, и там кадровых изменений не предвидится.

Вы считаете, что нынешний кризис пойдет на пользу российской экономике?

– Прежде всего, он заставит всех переосмыслить своё предыдущее поведение, как принимались решения, все ли они были взвешенные и так далее. Полагаю, что если мы это сделаем, то экономика будет более устойчивой.

До кризиса эксперты жаловались, что в строительной отрасли – кадровый голод. Как обстоят дела сейчас и грозит ли безработица ростовским строителям?

– Специалисты высокой квалификации – суперспециалисты – на рынке не появились. Очевидно, что увеличилось количество молодых специалистов и работников низкой квалификации. Если застройщики будут вынуждены остановить часть строек, то следует ожидать дополнительное высвобождение рабочей силы.

Как вы относитесь к вопросу трудовой миграции? Премьер-министр объявил о снижении квот на иностранную рабочую силу, дескать, своим работать негде. По-вашему, пойдут россияне на стройки?

– Я могу сказать, что сейчас у нас работают только граждане России, и мы не привлекали иностранных рабочих, хотя варианты такие рассматривали. Безусловно, если на рынке будет достаточно работников, то, конечно, никто никого из-за рубежа приглашать не станет. Скорее всего, это будет просто не выгодно.

Очень много идет разговоров о проблемном грунте Ростова. Неужели и правда не видать нам небоскребов?

– В Ростове действительно сложная геология. Но давайте представим, что такой проблемы нет и технически небоскреб можно построить. Что дальше? Согласитесь, что главное всё же – кто, для кого и на какие деньги это будет делать. Я пока не вижу утвердительных ответов на эти вопросы.

На рынке недвижимости появляются предложения премиум-класса, по крайней мере, так себя позиционируют продавцы. Насколько, на ваш взгляд, это возможно? Можно ли говорить о двух, трех премиальных квартирах в новостройке хорошего бизнес-класса? Есть ли какие-то специфические требования к застройщикам в связи с развитием премиального сегмента в Ростове, и вообще – есть ли он, этот премиальный сегмент?

– Конечно же не может быть элитной квартиры в обычном доме. Это абсурд. Поймите, из квартиры мы же выходим в подъезд, во двор, на парковку, соседнюю улицу и так далее. И всё это должно соответствовать классу дома или жилого комплекса. Если вы посмотрите на наши объекты, то станет очевидно, что заявляя определенный класс объекта мы много делаем для того, чтобы все требования выполнить. Наш «Семигор» – достойный пример жилого комплекса класса премиум. А если уж говорить об элитном жилье самого высокого класса – luxe, то мы его уже строим. Это будет жилой дом «Усадьба» на улице Пушкинской.

В таком сегменте много предложений быть не может, и потому что найти место соответствующего качества в городе очень сложно, и потому что много их просто не нужно. Например, в «Усадьбе» всего 53 квартиры. Мы разрабатывает этот проект уже много лет, и только в этом году приступили к строительству. На данный момент выведен каркас первого этажа. В этом проекте всё особенное – и архитектура, и отделочные материалы, и инженерное оснащение. Так что уникальность – это главное.

Что для вас означают слова «социальная ответственность бизнеса»?

– Во-первых, во времена кризиса самое главное – это обязательства компании перед своими работникам, прежде всего, вовремя выплаченная зарплата. Для девелоперской компании в принципе – это участие в городской жизни, особенно в той её части, которая имеет непосредственное отношение к принимаемым градостроительным решениям, формирующим облик города. Плюс к этому – благотворительная деятельность.

Архитекторы жалуются, что нынешние застройщики портят внешний вид Ростова. А как по-вашему должны строится отношения между заказчиком (застройщиком) и архитектурными службами, которые следят за гармоничным развитием городского ландшафта?

– Я думаю, что благодаря тому, что теперь у нас есть градостроительный план, застройка города и в особенности его центра будет развиваться более гармонично. Градплан – важный документ, регламентирующий многие аспекты, связанные с перспективным развитием Ростова. Что же касается мнений, то всегда по этому поводу будут споры. Достаточно посмотреть на опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Для застройщика же важно, чтобы было понятно, какого назначения и соответствующее каким параметрам здание на интересующем его участке можно построить. Тогда и принимать решения во многом будет проще.

Есть ли у вас любимые здания в Ростове и почему они вам нравятся?

– Конечно, есть. Мне очень нравятся здания СКЖД, Театра Драмы им. М. Горького и, конечно же, мэрия. На мой взгляд, архитектурное сооружение тогда становится знаковым, когда соответствует месту, отражает эпоху.

Как для художника «Джоконда», для строителя – что? Если рассматривать строительство как вид искусства, что бы вы назвали достойным восхищения образцом?

– Боюсь, что не смогу назвать какое-то одно здание. В мире большое количество замечательных образцов архитектуры разных эпох. Очень сильное впечатление на меня произвел Лас-Вегас. Этакое чудо в самом сердце пустыни. Исключительная по красоте неповторимость зданий, их нерациональность, полет фантазии... Изумительное место.

В чем вы видите разницу между понятиями «богатый человек» и «человек, у которого много денег»?

– Я бы сказала, что скорее важно ощущать себя богатым. К сожалению, можно иметь много денег, но в душе оставаться нищим.

Насколько Ростов удобен для проживания с вашей точки зрения? Что бы вы изменили в облике, инфраструктуре или традициях города?

– Удобен. Ростов очень компактный город. Я бы хотела, чтобы он стал более чистым, и, конечно, меня беспокоят начинающие набирать обороты проблемы с транспортом, поэтому все мы с нетерпением ждем новый мост. Как строитель могу сказать, что для гармоничного облика города важно, чтобы не возникали в нем случайные здания.

Стереотипное мнение: у деловой женщины мало времени на семью. Как складывается ваша семейная жизнь в связи с вашей занятостью, и где, по-вашему, все же находится место женщины в семье?

– Действительно, времени на домашних остается мало, и я очень им дорожу и всячески стараюсь проводить выходные вместе со своими близкими. Как женщина я считаю, что семья очень важна. И если она (женщина) овладеет искусством совмещать работу и семью, то тогда сможет найти свое, как вы говорите, место. Я, в принципе, считаю, что женщина должна быть замужем, быть рядом с мужчиной. Это нормально.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем