Пробираясь к офису управляющего МЕГА Ростов-на-Дону по бесконечным коридорам этого гигантского строения, невольно приходишь в ужас, пытаясь представить, какими должны быть механизмы управления таким огромным организмом. Тут же вспоминается несчастная г-жа Облонская, которая, дивясь стройно налаженному быту еще более несчастной Анны Карениной, точно знала, что «само собой не бывает даже кашки к завтраку детям» и невидимый глазу комфорт – всегда результат чьих-то непрерывных усилий. Наблюдая за работой МЕГА, воображение коренного жителя средне-русской возвышенности тут же рисует аппарат управления человек в пятьсот, но, попав в уютный и без излишеств офис администрации, испытываешь скорее зависть, чем разочарование: надо же, вот как все может быть. Никаких тебе дубовых столов, массивных дверей и неприступных секретарш на пути: управляющий МЕГА Ростов-на-Дону Матс Страндберг встречает нас с переводчиком в кабинете со стеклянной стеной и тут же предлагает задавать ему вопросы.
– Так все-таки, сколько человек управляет торговым комплексом?
– В МЕГА Ростов-на-Дону работает более 3000 человек. Этими тремя тысячами руководит 20 человек. Конечно, мы понимаем, что для того, чтобы управление было максимально эффективным, эта двадцатка должна быть отлично подготовлена. Мы долго подбирали персонал, в итоге 15 из них – ростовчане, а пятерых пришлось приглашать из других городов и стран. У нас очень высокие требования к претендентам. Одно из них – владение английским языком. К моему удивлению, не так много людей в Ростове говорит по-английски. Например, в Новосибирске этот процент выше. Пришлось даже оттуда кое-кого приглашать. (Смеется.)
– Чем вы прежде всего привлекаете высоко квалифицированных специалистов?
– Перспективами. Передо мной как перед управляющим МЕГА Ростов-на-Дону стоит главная задача: подготовить себе замену. Это нормальная практика не только для России – когда на первых этапах работы вновь открытого центра его управлением занимаются иностранцы. В России 10 центров МЕГА, и только МЕГА Казань управляется исключительно российским коллективом. Мы понимаем, что молодого и высоко квалифицированного специалиста можно привлечь только перспективами роста. В МЕГА они есть. Я уверен, что через 10 лет никто из тех, кто работает сегодня со мной, не останется на своих позициях. Они все профессионально вырастут.
– Вы их сами выбирали?
– Да, я лично подбирал персонал.
– Поэтому девушек – большинство?
– (Смеется.) Я прежде всего искал профессионалов. Задача была – собрать хороший коллектив, этакий микс, где пол, характер и профессия людей сочетались бы оптимально и позволяли всем вместе добиваться лучших результатов. То, что девушек больше, думаю, отражает текущие гендерные тенденции в России.
– А как решается вопрос стиля управления в транснациональной компании, работающей на российском рынке?
– Мы стараемся комбинировать два стиля, учитывая как российский, так и шведский опыт управления. Конечно же, превалирует западный стиль. Это стимулирование сотрудников к самостоятельному принятию решений. К сожалению, многим приходится трудно. Они уже имеют опыт работы в других компаниях. Главная проблема – умение взять ответственность на себя. Но это необходимо. Я как управляющий не могу и не должен решать вопросы, подконтрольные менеджеру среднего звена. Ему самому приходится принимать такие решения и брать на себя ответственность за последствия. Мы понимаем, как сложно к этому привыкнуть, и всегда говорим: не бойтесь совершать ошибки. Я вполне доволен тем коллективом, который собрал.
– Интересно, как принимается решение, где строить очередной центр МЕГА?
– Принятию такого решения, как правило, предшествует тщательное изучение региона. Конечно, это должен быть город с миллионным населением. Но в России, с ее огромными пространствами, даже этот фактор зачастую не может быть весомым аргументом в пользу строительства. Это связано прежде всего с проблемами доставки товаров. Здесь, на юге России, уже неплохо организована логистическая работа, к тому же сам регион относится к числу приоритетных с точки зрения расширения бизнеса нашей компании. МЕГА, как любая транснациональная корпорация, стремится к максимальному охвату территорий. Россия огромная и развивается столь стремительно, что привлекает к себе повышенное внимание со стороны иностранных инвесторов. К сожалению, развитие транспортной инфраструктуры здесь несколько отстает. Например, в Сибири нам было труднее решить транспортные вопросы. Есть города, где рынок уже готов к приходу крупных игроков, но в связи с логистическими трудностями, многие компании туда просто не идут.
– Вот в Сибири вас не много, а на юге – уже два: в Краснодаре тоже завершается строительство МЕГА.
– Страна вся очень динамично развивается, рынок растет, растет и покупательская способность населения. Объективно, на этом поле еще очень много места. И я хочу сказать, что МЕГА всегда оценивает появление конкурентных предприятий только с позитивной точки зрения. Конкуренция – это здорово. Это дополнительный стимул работать лучше. В конце концов, от нее выигрывают прежде всего покупатели. Что же касается Краснодарского края, этот регион нам давно экономически интересен.
– Но приход таких гигантов на периферийный рынок всегда сопровождается стенаниями со стороны мелкого местного бизнеса. Ведь кого попало на свои площади вы не пускаете?
– Мы (администрация МЕГА Ростов-на-Дону. – Прим. авт.) не выбираем себе арендаторов. Эти вопросы решает московский офис. Поэтому об условиях аренды помещений в МЕГА надо разговаривать с ними. Могу только сказать, что, действительно, есть ряд брендов, которые неразрывно связаны с МЕГА. Прежде всего, это наши якорные арендаторы: IКЕА, «Ашан», «Леруа Марлен». Кроме того, есть еще ряд модных трендов, которые тоже зарекомендовали себя надежными и выгодными партнерами. Так, сеть бутиков модной одежды ZARA приходит в новые города вместе с МЕГА. Нас это партнерство вполне удовлетворяет. Мы отметили для себя, что поклонниками этой марки являются молодые, активные люди, следящие за модой. Это вполне совпадает с нашей стратегией: МЕГА всегда стремится быть прежде всего модным местом.
– Но при формировании пула арендаторов в МЕГА Ростов-на-Дону как-то учитывались местные особенности торговли? Все-таки город с богатой торговой историей.
– Первое, на что я обратил внимание, когда приехал в Ростов, – это огромное количество магазинов обуви. Не знаю, учли ли эту местную особенность в нашем головном офисе. Но не удивлюсь, если и среди арендаторов будет много продавцов обуви.
– Не боитесь, что сейчас вы привлечете сюда покупателя и рядом начнут строиться другие торговые центры? Сами говорите – рынок еще далек от насыщения.
– Нет, не боюсь. Это будет означать лишь то, что мы хорошо работаем. О пользе здоровой конкуренции повторяться не буду.
– Вы давно работаете в России?
– С 1995 года. Представлял интересы одной крупной шведской компании. Приходилось очень часто бывать в России.
– Стаж внушительный. Можете сравнивать, что было раньше, что сейчас.
– Интерес к России у меня существовал давно, еще когда был СССР. Очень хотелось узнать, как здесь живут люди. Границы закрыты, информация – самая разная. Хотелось все увидеть своими глазами. Когда попал в Россию в 95-м году, конечно, испытал настоящий шок. Сейчас все по-другому, страна очень быстро развивается и меняется. Здесь очень интересно: за год может столько всего поменяться! На примерах европейских стран такую очевидную динамику трудно проследить.
– Интересно, как в вашей компании решается вопрос традиционных российских праздников? Как будете работать – не работать предстоящие 10 дней зимних каникул?
– Думаю, мы решим этот вопрос так, чтобы не ущемлять в правах на отдых наших российских сотрудников. Лично я буду отдыхать, хочу поехать с женой в Москву.
– Как вашей супруге дался переезд в южную столицу?
– Моя жена – русская. Мы некоторое время жили в Швеции, потом перебрались в Россию. Проблем нет, разве что слишком мало у меня свободного времени. Когда удается – выезжаем всей семьей на природу. У нас две дочери. Мне очень повезло с супругой – она, так же как и я, очень любит рыбалку. А здесь рыбалка хорошая. Проблемы только с шопингом: для жены это развлечение, для меня – работа. (Смеется.)