![Покупателю в магазине приходится быть внимательным | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/09/fe/75/09fe75378f2607b596cff83d7132ff43/656x436_1:5593_ec9cfa0039f63bc51bbe2cce5cfde1a2@2048x1360_0xu953ya0k_6801726273204091283.jpg.webp)
Бутылки молока, банки сметаны, пачки пельменей и прочие привычные продукты только кажутся внешне одинаковыми. Чтобы заработать немного больше, производители делают свои товары чуть легче, а значит, дешевле. Для потребителя недостающие 50 или 70 грамм могут быть незаметными, но за год даже в домашнем хозяйстве этот «недовес» складывается в существенную сумму. Наши новосибирские коллеги из NGS.RU прошлись по магазинам, внимательно вчитываясь в цифры на упаковках, и вам советуют делать так же.
Когда-то давно вся торговля велась на вес. Человек приходил в лавку, и ему могли взвесить хоть полкило, хоть 275 грамм товара — была бы только нужная точность у весов. В мире победившего формата самообслуживания львиная доля товаров в магазине встречает нас уже упакованной. И приходя в супермаркет, мы оперируем не весом продукта, а количеством упаковок. Разве что разделяем их на большие и маленькие.
В результате, стоя перед полкой с нужным нам продуктом разных брендов, мы ориентируемся в основном на сложившиеся у нас представления об этом бренде и цену. А между тем вес продукта в упаковках, выглядящих почти одинаково, может отличаться довольно существенно.
![Так выглядит уменьшенный стакан рядом с полновесным | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/dd/87/f7dd87c61e3b5b6b485e9773410508ca/656x492_1:5593_5f98e356e1fcb780cc58883df6bec357@2750x2062_0xqc1FM1cW_5166395789440031100.jpg.webp)
Пожалуй, самый большой упаковочный плюрализм наблюдается в холодильнике со свежими молочными продуктами. Вес пластиковой банки со сметаной, например, может отличаться почти в два раза. Упаковка «Томского молока» на 500 г выглядит рядом с 260-граммовым стаканом «Простоквашино» настоящим гигантом. Но вряд ли вы увидите их на полке стоящими бок о бок.
![В «полукилограммовом» пакете тоже давно уже не 500 грамм | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/b6/0c/e3b60caddc77b3862f2166353d3d0302/656x492_1:5593_4881841b253b69b1872db8e8af108a0c@4160x3120_0xXc8ydyq0_5521627124044569056.jpg.webp)
Между этими пограничными значениями вас может ждать вес в 320, 350, 370, 380, 450 грамм. И это наверняка не предел. При этом размер упаковки может измениться в любой момент. Ни магазин, ни производитель ведь не заключали с вами никаких соглашений по этому поводу. Вам нравится «Домик в деревне»? Вот он, пожалуйста. И вес честно написан на упаковке. А то, что вы не привыкли каждый раз его проверять, так это ваши проблемы.
![Бутылки этих двух брендов внешне не отличаются по размеру, но в «Простоквашино» на 80 миллилитров больше | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/55/86/13/558613e558767a5425024f5cf4f8c3c2/656x492_1_0208cd21c0e7c0d5699776be58642919@2750x2062_0xC20jFQzo_1838370232360289180.jpg.webp)
С молоком и кефиром та же история. Пластиковые бутылки, которые многие по инерции считают «литровыми», в реальности могут содержать и 930, и 900, и даже 850 миллилитров. А поскольку форма у каждого бренда хоть немного да отличается, заметить разницу на глаз может быть непросто. Особенно если вы вообще об этом не задумывались.
![Сократив упаковку на 100 грамм, можно было и цену сделать ниже 100 рублей | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/09/de/5f09de4603336a12a1dc77006099d3b3/656x492_1:5593_df51cbf7640db33ac2f8dc8eaf748e57@2750x2062_0xmzVVzqCL_3141633147117232747.jpg.webp)
Любят поиграть с весом упаковки и производители разных сыпучих продуктов. Честные килограммовые пакеты остались, наверное, только у соли и дешевого сахара. У всего остального вес лучше уточнять. Вот, например, даже тот же сахар, но уже под среднеценовым собственным брендом сети «Лента» продается в 900-граммовых пакетах. Возможно, именно затем, чтобы разница в цене с товаром по минимальной цене была чуть поменьше.
![400 грамм пасты | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/92/ee/27/92ee27f8f4c8585b7c2d2f68b7929f60/656x489_1:5593_ed9842eabf537705b4ef9bc2c6a778be@2084x1552_0x51Rf4LLe_1648424079819057793.jpg.webp)
Интересная особенность у макаронных изделий (или, как их называют на родине — пасты). Если перед вами импортные спагетти, фузилли или ригатони, то почти наверняка в упаковке будет полкилограмма. Во-первых, там так принято, а во-вторых, если упаковка эта и так стоит в районе 200 рублей, то на человека, который всё же считает нужным для себя ее купить, разница в 20 рублей вряд ли произведет впечатление. А вот если пачка стоит 60–70 рублей, то снижение веса уже начинает выливаться в заметную экономию. И появляются пачки весом в 470, 450 и даже 400 грамм. А 100 грамм, если брать за основу полукилограммовую упаковку, — это 20 %. Существенно.
![Одинаковые на вид бутылки растительного масла могут вмещать от литра до 0,8 литра | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/38/9e/10/389e102e0f31b0d5304349dac5d47deb/656x492_1:5593_aa0eea80a11d8bca0c9057a3845d6ca3@2750x2062_0x7YXOWXYm_6211726419167950586.jpg.webp)
Гуляет вес и у растительного масла. Бренды подороже еще держатся (по той же причине, что и производители пасты), а вот как только компания нацеливается на нижний ценовой сегмент, упаковка сжимается до 920, 900, 870 и даже 800 миллилитров. Чтобы разница не так бросалась в глаза, бутылку могут сделать более сложной формы — так она выглядит на полке такой же широкой, хотя масла в нее входит поменьше.
![Даже 30 миллилитров, помноженные на миллионы пакетов, вырастают в приличную сумму | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/29/cf/66/29cf66863915173766b5fcdb17b9b5f1/656x492_1:5593_851eb7c4238f50cd921237b2cdbadb01@4160x3120_0xnUT2ynzZ_3763519779002957500.jpg.webp)
Обманчиво одинаково могут выглядеть и упаковки с напитками. Литровые тетрапаки, конечно, встречаются и сегодня, но уже перестали быть стандартом. И вроде бы разница-то невелика — в соках J7, например, 970 миллилитров. Но умножьте эти 0,03 литра на миллион упаковок (а это может быть производительность только одного завода), и вы получите дополнительное содержимое для 30,9 тысячи пакетов.
![Банки на вид одинаковы, но в той, где налито безалкогольное пиво Bud, на 50 миллилитров меньше | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/79/75/fc797582e5c7a68ac0d156f2c5c143ca/656x492_1:5593_8461ad6e75e180d6a753c11f0227ea78@2750x2062_0x5vdiiMvp_4931323119169807173.jpg.webp)
Пол-литровые бутылки и банки с пивом тоже уже становятся редкостью. Сегодня в супермаркете проще найти упаковку на одну американскую пинту (0,473 л) — обычно это почему-то пиво из Прибалтики. А обычный размер произведенного в России продукта (вне зависимости от бренда) сегодня снизился до 0,45 литра. Тоже вроде мелочь, а в объемах производства крупной компании выливается в сотни тысяч рублей экономии.
![Колбасы на верхней полке могут показаться меньше, но колбаса «Мираторга» на нижней легче на 100 грамм | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/26/e7/e726e747758f89da40cac9b4b153747e/656x492_1:5593_34ce193979dbe037c05c2cf99a6fc538@2750x2062_0x8CFdBbl1_8258438108760338475.jpg.webp)
И уж совсем вольно себя чувствуют производители колбас. Мало того, что они могут выбрать любой вес для своего продукта, так современные технологии позволяют сделать это и без потери размера. Современная вареная колбаса из чего только не состоит, так что 400-граммовая упаковка может выглядеть даже больше полукилограммовой.
![Плитка шоколада на 80 грамм стала уже обычным явлением | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/23/e7/d323e72603f545bffda70b4cd8400d87/656x492_1:5593_16a56facd9f2cc7c411b9bba6b7f1a0d@2750x2062_0xrzSKbygE_5482173867823627424.jpg.webp)
Подводит даже старый добрый шоколад. 100-граммовые плитки остались только в среднем и премиальном сегментах, а всё, что стоит дешевле 100 рублей, и весить будет, скорее всего, меньше 100 граммов. Просто где-то недостает только 10 грамм (как у марки «O`Зера»), а где-то — все 20 грамм. Оно, конечно, вредно — есть много сладкого, но всё равно обидно.
![На ценнике «Ашана» две цены — за упаковку и за килограмм | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/95/d5/d895d5733d3597b75970f8a856bf44eb/656x492_1:5593_45a560d246211403559d3646363a55a2@1280x960_0xRZY3AaP7_5070990005299804197.jpg.webp)
Большинство торговых сетей не заморачиваются по поводу этой свистопляски с размером упаковок. Из присутствующих, например, в Новосибирске ритейлеров только «Ашан» до сих пор указывает кроме цены упаковки еще и цену за килограмм или литр. Чем, должно быть, раздражает уважаемых владельцев брендов. Потому что покупатель может, в принципе, не смотреть на основную цену, сосредоточившись на цифрах поменьше. А там сразу видно, что сколько стоит по-настоящему. Было бы неплохо сделать эту практику если не обязательной, то хотя бы широко распространенной.
![Небольшая цена не должна вводить в заблуждение | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/36/78/d2367805d233f24f2d5dc839d82498e7/656x547_1:5593_2920b63addbe9ffddcf5e197a958c7ed@1356x1129_0xR06UEoy3_3958059330956223809.jpg.webp)
Но, конечно, и здесь стоит соблюдать меру. Потому что часть торговцев взяли в последнее время моду ставить на ценник цену за 100 грамм. Выглядит такая «цена», конечно, привлекательно. Но заставляет покупателя уточнять вес упаковки, а потом умножать на данные ценника. Подсчеты в уме, конечно, позволяют держать мозги в тонусе. Но есть подозрение, что производитель товара и торговая сеть поступают так по другой причине.
В любом случае, стоит обращать внимание не только на цену, но и на вес продукта. Хотя бы затем, чтобы не корить себя за то, что привычная банка сметаны или упаковка пельменей стала заканчиваться как-то быстрее обычного. Может быть, это вовсе не вы стали больше есть.