Владислав Гончаров работает в пожарной охране Новочеркасска с 2011 года. В мае 2020-го у него появился канал в TikTok, где Владислав стал рассказывать о своей работе. Сейчас на блог Гончарова подписаны 150 тысяч человек, а просмотры многих роликов перевалили за миллион. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко поговорила с пожарным-блогером о донатах, хейтерах, газовых баллонах и любви к работе.
Про выбор профессии
— Я начинал в 2011 году. Хотя вообще не думал в пожарные идти. Изначально хотел в МВД или ФСБ, но после армии всё-таки пошел в пожарную охрану. С того дня я работаю.
Мне в первый же день понравилось. Зацепила свобода решений. Например, вам надо в офисе столько-то просидеть, обед — столько-то, не отлучиться. А там спокойно пошел попить кофе, позаниматься. Никто не следит, не спрашивает: «Почему ты пообедал на 5 минут дольше?» Ты можешь саморазвиваться, спортзал есть. Ну и на пожаре работа — это адреналин, непередаваемые чувства.
Про перевод в Ростов
— Я сегодня проходил аттестацию. У меня будет должность старший инструктор-спасатель группы экстренного реагирования — это, кстати, в Ростове, часть № 2, на мотоциклах.
Году в 2017-м я начал заниматься пожарно-прикладным спортом и впервые стал лучшим пожарным в Ростовской области. В 2019-м попал в Новочеркасск. Там тоже занял место по региону. Мне стали поступать предложения перевестись в Ростов, но отказывался. Потом начал вести канал и подумал, что [в Ростове] будет интересный контент, [появятся] видео с мотоциклов. Нигде такого нет.
Я [недавно] выложил сторис с заявлением. Личку заполонили [сообщения]: «Ты что, увольняешься?», «Как так?» А это был рапорт о переводе, а не об увольнении. Когда у меня нет работы — зимой, например, мало выездов, — с ума схожу, начинаю скучать. А вот когда весна-лето, оживаю. Я сюда перевожусь, потому что у людей в день по 30 выездов бывает. Скучать не придется.
Про начало блогерства
— Года с 2015-го я наблюдал за другими пожарными-блогерами. Смотрел и думал: «Как бы классно и нам такое сделать. Показать нашу работу». У нас по работе проходит профилактика: собирается дежурный караул, выдают 20 листовок, поехали, раздали. На этом всё. Разве это эффективно? Я одним роликом донесу до людей больше, чем за месяц такой работы.
Не думал, что блог сильно разовьется. Потом как-то само пошло. Сбор и выезд по тревоге — это первый ролик, который набрал около миллиона просмотров. После него подписчики начали [приходить], и в «Инстаграме» он разлетелся.
Дома не знали, что я веду блог, узнали случайно из телевизора. Я об этом вообще не распространяюсь, да и раньше особо не рассказывал про работу. Коллеги тоже [узнали из телевизора]. Руководство узнало, когда я позвонил и сказал, что приедут брать интервью. На работе, кстати, есть темы, которые не освещаю, например, радиопереговоры, документы.
Я недавно завел YouTube-канал, но на него пока нет времени. Когда переведусь [в Ростов], займусь им плотно и начну делать часовые ролики.
Про коллег
— Других, кстати, ругают. Мне много людей написало: «Я фото по форме выложил, чуть не уволили. А ты ролики такие снимаешь». Но в каждом регионе зависит от руководителя. У нас руководство молодое, всё прекрасно понимает.
Я начинающий блогер, но вспоминаю самые первые видео, когда не умел монтировать, музыку накладывать. До этого в принципе компьютеры, телефоны чем-то далеким казались. Учился всему методом тыка, потом начал общаться с другими блогерами-пожарными. Они подсказывали.
Сейчас некоторые коллеги тоже начали вести блоги. Часть из них поначалу говорила: «Что ты фигней занимаешься. Тебе сколько лет?» А теперь сами видео выкладывают. «А подскажи», «А где ты музыку берешь?», «А откуда что?» — начинаешь подсказывать. Но я не обижаюсь, не злюсь. Если б мне два года назад сказали, что я блогером буду, ответил бы: «Вы дураки, что ли? Какой я блогер?»
Меня все считают суровым, хотя в душе я добрый. Наверно, внешность такая. Раньше старался поддерживать такой образ. А сейчас уже не считаю, что блогерство может его разрушить. Вообще лучше чаще улыбаться, быть жизнерадостным, чем ходить постоянно серьезным.
Про донаты
— Мне не донатят, отказываюсь. Была проблема: пришла из другого региона жалоба — якобы зарабатываю на блоге. Сказали писать объяснительную, предоставлять справки и счета, что нет второго заработка. Поэтому строго слежу, чтоб никаких донатов.
Плохо ли зарабатывать на блоге? Это хорошо. По закону я имею право заниматься творческой или научной деятельностью и зарабатывать на этом. А блог — это, по сути, творчество. Но руководство отнеслось так. А я подумал: «На работе получаю нормально, поэтому пока могу и без этого обойтись».
Про хейтеров и черный список
— У меня есть хейтеры, но их почему-то немного. Оскорблений нет. Бывает, пишут что-то вроде: «Это у вас всё хорошо, а в нашем регионе всё плохо». Даже если кто-то меня пытается вывести на негатив, игнорирую такие сообщения или в шутку перевожу, не ругаюсь. Смысл ругаться в интернете?
Есть у меня пара заблокированных пользователей. Даже не из-за хейта — слишком настырные девушки. Я бы даже сказал, немного не в своем уме. Очень хотели встретиться, чуть ли не «я тебя везде найду», «я всё равно с тобой увижусь». Поэтому я не афиширую, что живу не в Новочеркасске, а все думают, что там.
Про удивляющих подписчиков
— Основной возраст подписчиков — лет 20–30. Детей, до 18 лет, тоже много. Думаю, 15–20% наберется точно. По комментариям смотришь, с ошибками пишут, — ну, понятно, кто это. И по аватаркам ясно.
Хотя взрослые тоже удивили. Выложил ролик с пожара в Якутии в -55. Столько людей написало: «Как вообще загорелось в -55?» [Для них] если холодно, то гореть ничего не может. Много таких комментариев. Иной раз думаешь: «Вы либо в школе не учились, либо физику пропускали».
Мне часто пишут подписчики с просьбой провести экскурсию. Проводим. Приезжают целыми семьями. Начальство к этому положительно относится. Мы ж ничего незаконного не делаем.
Про газовые баллоны
На канале Владислава есть еще одно видео, которое набрало больше миллиона просмотров, — момент взрыва баллонного газа.
— Это произошло у коллеги в Петербурге. Там три баллона было, все они взорвались. Но только один человек контузию получил, а у остальных всё нормально.
Газовые баллоны, кстати, нам часто встречаются. Самое обидное, что приезжаешь на пожар, спрашиваешь: «Есть ли баллон в доме?» Отвечают, что нет. А начинаешь разбирать: ё-мое, один, второй, третий. Все боятся, думают, что мы будем ругать. Но мы будем ругать, если вы нам об этом не скажете: рискуем же. Так бы выбрали направление: остудить баллон, вынести и дальше продолжать работать нормально. А так мы не знаем, тушим что-то другое, а в этот момент баллон нагревается и взрывается.
Приехали как-то тушить летнюю деревянную кухню во дворе многоэтажки. Смотрю, внутри баллон — не горит, просто кухня наполняется газом. Ребята с другой стороны тушили и не видели. Я его начал выносить, пронес мимо горящего забора, и баллон загорелся. Бросаю баллон в лужу, все бабушки-дедушки убегают, а вот детвора осталась. Взрослые сами убежали, а детей никто не забрал.
Про бдительных соседей
— Если на частный дом выезжаешь — 70%, что там будет газовый баллон. Либо в гараже, либо в летней кухне, но будет спрятан. И те же 70%, что [хозяева] тебе о нем не скажут. Зато часто об этом говорят соседи: «У них там баллоны, у них там то. Да у них там и свет какой-то левый, поэтому, наверно, всё и загорелось».
Соседи сливают всю информацию моментально. И не ради нас — на нас им пофиг. Они надеются, что мы кого-то оштрафуем, накажем. Они тебе тут выдают информацию, а после пожара те же люди в соцсетях пишут, что мы приехали без воды, хотя это не так. Кажется, просто хотят, чтоб кого-то за что-то наказали.
Про животных
— [На выездах] чаще всего спасаем кошек, котят. Собаки поумнее — они убегают обычно. Мы как-то котенка и в части спасли. Попал под ремень генератора, ему ободрало бочину. Он залез под капот моей машины, никто не видел. Завожу, чек загорелся, потом визг. Заглушил, смотрю, кот под капотом сидит. Погреться залез — холодно было. Неделю полечили — бегает и опять так же под машину лезет. Ничему жизнь его не учит.
Очень умный. Делаешь из бумажки мячик, кидаешь — приносит. Мне все говорят, чтоб я его забрал с собой в Ростов. Не заберу — он уже там привык, в части хорошо живет.
Подписчики не изъявляли желание забрать, но имя придумывали. Назвали в итоге Ремешок. Был еще вариант Гидрант, но так звали собаку в части, поэтому не стали. Хотя у нас 4 караула, и все 4 кота называют по-разному. Он на всё откликается. Приходят на смену 12 человек, и каждый что-то вкусное ему даст: то косточку, то мяска. Животные в пожарной охране живут хорошо.
Про любовь к работе
— Сколько бы у меня подписчиков ни было, я в первую очередь пожарный. Даже когда только устраивался и задумывался об открытии бизнеса, знал: при миллионном заработке пожарка всё равно останется. Это как хобби: у кого-то рыбалка, у кого-то охота, а у меня такое. Я горю этим, этим живу. Надо, чтоб работа была по душе. У меня не так: «Ой, блин, на работу». У меня: «О, класс, на работу».
Самый первый мой выезд был странным. Он был ночью — для меня это стало шоком. В пожарной машине плохо дверь за собой закрыл. Поворачиваем — она открывается, и я наружу. Ребята схватили, обратно затащили. Приехали на место, там на меня глинонабивной потолок обрушился. Ребята вытащили. Но после такого точно решил — это мое. Так что если скажут «либо увольняйся, либо оставляй блог», точно выберу пожарку. Блог бросить можно, а пожарную службу — нет.