Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Киану Ривз, Дженнифер Коннелли, Кэти Бейтс
Прямиком в Центральный парк приземляется непонятного происхождения штуковина, и весь Манхэттен встает на уши. Президент и свита, как водится, не дремлют, и привозят к месту происшествия (со всеми почестями и в обстановке строжайшей секретности) с десяток ученых. Последние в свою очередь пучат на штуковину глаза, надевают противорадиационные штаны и идут устанавливать близкие контакты первой степени.
Контакт состоялся бы что надо, если бы кто-то не прострелил по неопытности инопланетного гостя Клаату (Киану Ривз). Но внеземной разум, как оказалось, пришел совсем не воевать, поэтому из штуковины выполз одноглазый кремниевый исполин, отключил во всем Центральном парке танки, полечил раненого соратника и остался сторожить. Цель прибытия, как ни странно, – уничтожить убивающее окружающий мир человечество, если то не спохватится. Посланника реанимируют, силовики крутят шестеренки…
Далее в фильме «День, когда Земля остановилась» действие подчиняется всему, что показано на экране первые 15 минут. Векторы движения и мышления астробиолога Хелен (Дженнифер Коннели), ее сварливого пасынка, министра обороны, многочисленных исследователей задаются сразу же. Разумеется, мир будет спасен. Это не выдача концовки, просто представить, что мир не будет спасен, может только режиссер, обрекающий себя на вечное бесславие.
Человечество ведет себя довольно тривиально, действуя как слепой разъяренный слон, ступая лапищами по чему попало, давя все вокруг и не слыша, что на самом деле от него требуется – даже не пресловутыми инопланетянами, а всего-навсего молящей о пощаде природой. Кто бы мог подумать, что на этот раз решать будет не тот, у кого пистолет больше, а тот, за кем правда.
Ну, а правда такая, что для выживания нужно наглухо перекрыть кислород всей механике и электронике. Остановить Землю. Единственно жаль, что светлая торжественная сцена выползания «жалких людишек» из укрытий, подставляющих лицо небу и солнцу, радующихся птичкам и зверькам, – это минут на пять. Без элементарных механических часов жить неудобно.
– Вы же говорили, что люди – разрушители.
– Да, но в них есть и другая сторона. Я не могу объяснить. Я их просто люблю, понимаете?
А вообще, все по законам жанра. Главной героине полагается сочувствовать ущемленным и страдать от семейных неурядиц – в яблочко. Бюрократам полагается замыкаться в своей системе и действовать по инструкции даже в форс-мажор – так и есть. Клаату полагается быть честным, невозмутимым, добрым, практически всесильным и уметь манипулировать электрическими розетками – пожалуйста. Президенту США... сами понимаете.
Хорошая попытка Скотта Дерриксона сделать из политического памфлета 1951 года экопритчу так и осталась попыткой. Все, что делает рядовую фантастическую драму прелестно-патетической и возвышенно-эфемерной, прячется за кадром. Мы никогда не узнаем, почему посланник со всеми такой вежливый, что именно остановило катастрофу, почему герои так диаметрально меняются в своих суждениях в несколько минут.
Однако общий посыл незаметным не остается – перестать копать под себя, вбрасывая в атмо-, лито-, био- и прочие сферы Земли всякую дрянь. Кинокомпания 20th Century Fox, создавшая «День, когда Земля остановилась», не заставила себя долго ждать: использование в съемочном процессе экологически чистых технологий и гибридного транспорта морально ставит продукт на ступеньку выше других.
– Они пришли к нам не завоевывать.
– Но мы их все равно убьем, правда? Так, на всякий случай?
Вот только после просмотра остается чувство, что бюджет был невелик, причем первую его половину отдали Киану Ривзу, а вторую разделили между проектировщиками распадающегося на жучков циклопа и фондом «зеленых». Но фильм тем не менее не стоит пропускать хотя бы затем, чтобы в тысячный раз испытать приятно знакомую эмоцию после очередного спасения мира – защищенности, спокойствия, власти и... безнаказанности.