Москвичка Анна Царегородцева год за годом готовит детей к ЕГЭ и ОГЭ. Она — преподаватель русского языка и литературы, которая сама разрабатывала пособие по подготовке к главному экзамену. В этой колонке для портала MSK1.RU Анна рассказала, почему ее ученики, которые могут сдать ЕГЭ на 85 баллов и выше, останавливаются на отметке в 70 баллов и внезапно перестают заниматься.
В моем утопическом мире преподавателя русского языка все ученики сдают экзамен на 100 баллов. Шучу, хотя бы на 85+.
Когда-то и я сдавала ЕГЭ. Возможно, мне повезло, потому что со страхом не сдать, с минимальными баллами, с тревогами и депрессиями я столкнулась только в 2017 году, когда сама начала преподавать. И всё это было, конечно, уже не у меня, а у моих учеников. В свое время я сдала экзамен на 90 баллов, хотела на 100. Расстроилась. Хотя для поступления хватало. Такой результат и сейчас считается высоким, а в 2015-м считался почти королевским.
«Но я-то хотела максимум. Мне казалось странным, что кто-то его может не хотеть»
У меня не было репетиторов, в школе почти не готовили, единственный купленный учебник я прорешала меньше чем наполовину. И хорошо, если я написала хотя бы парочку пробников. И всё равно я хотела «сотку».
Я начала преподавать и поняла, что мое поступление было большой удачей, его даже можно считать почти чудом. У меня практически не было подготовки, а в той, что была, не было никакой системы. Помогая готовиться к экзамену другим, я узнала, что существует кодификатор, в котором указаны темы, встречающиеся в тесте, что каждое задание проверяет определенное правило, что список этих правил ограничен.
Всё выглядело очень легко: берешь задание, понимаешь, какие темы нужно знать, чтобы выполнить его идеально, разбираешь теорию с учеником, закрепляешь на практике, а потом начинаешь решать много-много однотипных заданий из тестовой части ЕГЭ — готово, вы восхитительны.
«Я должна была стать практически конвейером по подготовке стобалльников, но этого, конечно, не произошло»
С каждым годом их становилось больше, но было всё-таки меньше, чем могло быть. Через 2–3 года работы я очень быстро научилась определять, на какой балл может претендовать ребенок.
«На 80+ может сдавать чуть ли не каждый пятый, потому что для подготовки к ЕГЭ по русскому не очень важно, какая оценка была в школе»
Некоторые одиннадцатиклассники, приходя ко мне, совершенно не помнили спряжения, ничего не знали про отглагольные прилагательные и расставляли запятые интуитивно, но они быстро и легко схватывали материал, и я радостно потирала руки. Мы довольно бодро проходили большое количество заданий, а потом останавливались.
Сначала я списывала это на усталость, середину года, стресс, пыталась найти какие-то объяснения тому, почему ребенок, который шел так хорошо, вдруг останавливался. Мы были стабильны, но дальше не двигались. Получались какие-то 60–70 баллов (и это хорошие баллы), но я же видела, что ребенок может делать лучше, что он умеет трудиться. Ребенок продолжал хорошо работать на занятиях, но мог не делать домашнее задание или делать его не очень качественно. И разгадка не сразу, но нашлась.
«Оказалось, дети ставят себе планку»
Возможно, им помогают проходные баллы прошлых лет, возможно, школьные учителя, возможно, присутствует неуверенность в себе. И я думаю, что даже всё вместе. Ребенок не верит в то, что он, имея тройку или слабую четверку, может вдруг хорошо сдать экзамен.
Дети получают результаты пробников, приходят ко мне и говорят: «У меня чуть ли не лучший результат в классе! Лучше, чем у меня, только у отличников!» И это их почему-то совсем не мотивирует получить на реальном экзамене результат еще выше. Они смотрят на меня взглядом, в котором читается: «А не аферистка ли Вы, Анна Андреевна?» И я уже знаю этот взгляд — сначала появляется он, а потом наша точка «стоп».
Ребенок ставит себе планку в 70 баллов. Я вижу, что баллов может быть гораздо больше, сообщаю ему об этом.
«Мне говорят: "Было бы здорово получить 75, но 80? Где я и где 80? И потом — мне хватает для поступления. Мне больше не надо"»
Я стараюсь объяснить, что русский язык — один из самых легких экзаменов, а для поступления важен общий балл, поэтому русский может очень хорошо подстраховать, если что-то пойдет не так с литературой, физикой, математикой и т. д., но прислушиваются ко мне, если честно, очень редко.
У меня много учеников, которые приходят с запросом: «Чем больше, тем лучше». За их прогрессом не так интересно наблюдать, потому что они приходят с очень хорошей базой. Иногда бывают ученики с минимальными запросами — тут, безусловно, интереснее.
«Но мой самый большой интерес — это рост ученика с 40–50 баллов, с которыми он ко мне пришел, до 70–80–90»
И моя самая большая боль — это те ученики, которые «а больше мне не надо».
После того как приходят результаты, я всегда спрашиваю учеников, довольны ли они своими баллами. Когда кто-то собирался сдать на 70, а сдал на 85 — мне прилетает фейерверк благодарности из смайликов и восклицательных знаков. Не использую фразу: «А я ведь говорила!», хотя иногда очень хочется.
Когда кто-то, кто собирался сдать на 70, получает свои 70, он рад — я рада, что он рад, но мне всё-таки становится грустно за эту радость.
Ладно, пусть в моем утопическом мире преподавателя русского языка не все ученики сдают экзамен на 100 баллов, просто пусть никто не говорит: «А больше мне не надо»
А на сколько баллов вы сдали ЕГЭ по русскому?
Что еще почитать:
Девочка из далекого села получила 296 баллов за три ЕГЭ — как ей это удалось.
«Даже к директору вызывали»: стобалльнику по информатике пришлось пропускать школу ради подготовки к ЕГЭ.
Выпускница придумала свою систему подготовки к ЕГЭ и сдала экзамен на 100 баллов. Вот 5 советов от нее.
Попробуйте ответить на реальные вопросы из ЕГЭ по русскому языку.
Рейтинг самых дорогих вузов страны.
Сколько стоит учеба в московских вузах и что получают студенты за эти деньги.