RU161
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

749мм 82%
Подробнее
4 Пробки
USD 97,44
EUR 105,84
Образование обзор Выживут только менеджеры. На кого учиться, чтобы работа сама вас нашла

Выживут только менеджеры. На кого учиться, чтобы работа сама вас нашла

Юристов и социологов вытеснят таксисты, айтишники и менеджеры по продажам

В менеджеры по продажам готовы брать людей любых профессий, только никто не хочет

Российский рынок труда оказался в парадоксальной ситуации: в то время, как вузы изо всех сил готовят юристов, экономистов, психологов и представителей других фундаментальных специальностей, на работе ждут айтишников и менеджеров по продажам. Айтишникам повезло больше — работодатели охотятся за ними чуть ли не со школьного выпускного, а вот с менеджерами дела обстоят не так хорошо: в вузах их ремеслу не учат, да и идти в такую профессию по собственной воле никто не желает.

Переписывая учебные программы, приглашая на лекции практиков, государственные вузы пытаются подстроиться под реалии бизнеса. Но рынок труда остается лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают несколько новых: только вы научились отличать директ от декрета и признали SMM-менеджмент профессией, как она распалась на пять новых.

Свободная каста

Вечный вопрос: на кого пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера, годами собирающим пыль на верхней полке. Начнем сразу со спойлера: в нынешнем технократическом обществе еще долго будут котироваться IT-специалисты: разработчики, программисты, тестировщики, проект-менеджеры. Жесткий дефицит квалифицированных специалистов превратил их подбор в отдельный рынок труда со своей экосистемой. IT-компании начинают подбирать себе сотрудников и обучать их зачастую еще тогда, когда они только сидят на своей первой школьной олимпиаде по математике. «Яндекс» несколько лет за свой счет обучает разработчиков приложений, программистов и дата-сайентистов. В Уральском федеральном университете введение в специальность у первокурсников читают сотрудники федеральных гигантов с местными корнями — Naumen, «СКБ-Контур», JetStyle.

Очередь из работодателей к умному айтишнику выстраивается уже на втором курсе

— Со студентами нужно работать со второго курса и до конца, чтобы замотивировать их прийти в компанию, — рассказывает HR & PR директор digital-агентства JetStyle Анна Татьянкина. — Сегодня хороший специалист выбирает между несколькими компаниями, детально погружаясь в то, какие задачи предстоит решать, кто будет его руководителем, какие есть перспективы в плане профессионального и карьерного роста. Спрос на айтишников только растет, вместе с тем растет и уровень предлагаемой заработной платы. При этом с развитием технологий все время появляются новые востребованные специальности.

По данным портала HH.ru, 38% общего объема вакансий занимают вакансии, связанные с программированием и разработкой. Самые высокие зарплаты по-прежнему у java- и python-разработчиков: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Самаре и Омске эти специалисты получают от 92 до 138 тысяч рублей в месяц. В Нижнем Новгороде, Челябинске, Уфе и Красноярске зарплата чуть ниже — 57–86 тысяч рублей. Меньше всего зарплата разработчиков Ростова-на-Дону и Волгограда: от 46,8 до 77,7 тысячи рублей.

Еще одна мегавостребованная (по данным HR-компаний) профессия — менеджеры по продажам. И у нее дела откровенно не задались: во-первых, в государственных вузах такой специальности в чистом виде нет, вместо нее фигурирует «торговое дело», по которому стандарты образования были прописаны десять, а то и двадцать лет назад.

Во-вторых, работать менеджером по продажам по-прежнему не престижно — так считают соискатели и их потенциальные партнеры, руководители фирм, наученные горьким опытом нулевых, когда менеджерами представлялись мошенники.

— Рынок труда в нулевых годах испортили менеджеры-«кидалы», которые на бумаге продавали металлопрокат вагонами, а на деле у них не было ничего, кроме подписи на этих бумагах, — объясняет бизнес-тренер по маркетингу и продажам Евгений Продажный. — Репутацию менеджерам до сих пор пытаются вернуть маркетологи, но пока это получается слабо.

Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов, говорят представители сервиса вакансий

Но есть и хорошие новости: менеджером, в отличие от IT, можно устроиться с любым дипломом: если вы умеете продавать, на работу вас возьмут даже с корочками сварщика или учителя биологии. Хорошие специалисты получают зарплату выше рыночной — это не секрет, но отыскать их в кадровом хаосе порой не под силу даже опытным хантерам.

— Это самая популярная позиция, но где брать хороших менеджеров — непонятно, — рассказывает директор HR&Finance Group, хантер с 15-летним стажем Елена Журавлева. — Огромная образовательная машина не сможет быстро перестроиться: стандарты под эту профессию нужно постоянно переписывать, а вузам с их фундаментальным строем и привычкой проводить согласования на разных уровнях — от внутреннего до министерского — делать это тяжело. Нужен прорыв в образовании, но его нет. И неизвестно, когда будет.

Продавать будущие менеджеры учатся или в частных вузах, или на специальных курсах: стоимость тренингов стартует от 15 тысяч рублей.

И есть еще один нюанс: хлеб менеджеров по продажам стали забирать вездесущие айтишники, которые предложили миру автоматизированных помощников. Любая продающая фирма может записать через программу скрипты продаж, программа подключается к сайту, и далее с клиентом общается робот — всё как на «Али Экспресс», где автоматизированные помощники обрабатывают 98% обращений. Но экстренная автоматизация — история пока не про Россию, уверен маркетолог Продажный: ближайшие десять лет менеджеры по продажам по-прежнему будут в цене.

— В России мы по-прежнему покупаем не товар или услугу, а человека: заказчик будет общаться с роботом, но периодически будет обращаться к менеджерам или руководителям — чтобы поболтать или даже успокоиться, — говорит эксперт.

Заводы не отказываются от студентов, но предпочитают доучивать их самостоятельно

Дело — труба

От популярных и не пыльных отраслей не отстает и российское производство: заводы сегодня делают всё, чтобы вытащить на новый уровень престиж рабочей профессии. Это видно по инженерным конкурсам (самый раскрученный из них — WorldSkills), где соревнуются ученики колледжей, техникумов и студенты вузов, а также по «Иннопрому» и прочим выставкам, где инновационные станки выставлены в ряд, и любой желающий, в том числе будущий техник или инженер, может узнать, как всё работает.

Заводы предлагают человеческий график и соцпакет с тринадцатой зарплатой, медицинским обслуживанием и прочими плюшками. А если будущий сотрудник недостаточно опытен — обучение. Например, трубный гигант ЧТПЗ фактически построил свою систему инженерного и металлургического образования сразу в трёх городах — Челябинске, Первоуральске и Альметьевске. В специальных образовательных центрах, укомплектованных станками, 3D-принтерами и тренажерами, упражняются ученики техникумов и вузов. После таких тренировок они становятся готовыми сотрудниками цехов.

Выпускников и молодых специалистов отправляют в программу «Стажеры». Большинство участников, по словам представителей завода, остаются работать у них.

— С помощью «Стажеров» мы привлекаем талантливую молодежь, способную принимать инновационные технические решения. Ее участниками становятся студенты старших курсов и выпускники ведущих вузов России, прошедшие серьёзный отбор, — говорит Александр Лужбин, директор по персоналу трубно-магистрального дивизиона Группы ЧТПЗ. — В проекте приняли участие 200 человек, большинство из них, хорошо зарекомендовав себя и раскрыв свой потенциал, остаются работать в компании на позициях инженеров и менеджеров и реализуют прорывные проекты в металлургической отрасли.

Но присматриваться к рабочим профессиям будущие студенты вузов не спешат — об этом говорят данные летнего опроса Министерства просвещения РФ, которое проводилось среди абитуриентов. На первом месте — науки общества: это будущие юристы, социологи, психологи и журналисты.

Июльский опрос Министерства просвещения среди абитуриентов: какую профессию они выбирают?

Мечты абитуриентов разбивает сухая статистика порталов по поиску работы: сегодня проще устроиться таксистом, чем юристом.

— В сфере «Транспорт и автобизнес» количество вакансий за последние годы выросло минимум в два раза. Это связано с появлением мобильных приложений по вызову такси. Любой, у кого есть автомобиль, может зарегистрироваться водителем и работать в удобное время, — объясняет руководитель отдела брендинга и PR портала Зарплата.ру Иван Чирков. — Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов. Возвращаются в прежний темп сферы строительства, логистики, начинают работать новые предприятия, открываются точки общепита.

Стране нужны официанты, строители и водители — вакансий на эти должности в избытке

Если вы не разработчик и не менеджер по продажам, то на первом же после вуза собеседовании столкнетесь с проблемой отсутствия опыта. Даже если повезет устроиться на хорошее место, имея на руках только диплом, зарплата, скорее всего, будет серьезно уступать той, которую вчерашний студент видел в светлых мечтах. Разница между доходом новичков и опытных специалистов особенно заметна в маркетинге, рекламе и PR: по данным Зарплаты.ру, кандидату с опытом готовы платить в среднем 44 тысячи рублей, тогда как начинающему — 28 тысяч. Аналогичная картина в медицине и фармацевтике: 38,5 тысячи рублей — официальная зарплата опытного специалиста против 31,5 тысячи рублей «зеленого». В юриспруденции зарплата сотрудника с опытом — 39,9 тысячи рублей, начинающего — 32,5 тысячи.

Слово «опыт» соискатель и работодатель могут понимать по-разному: если первый воспринимает его как несколько лет работы по специальности, то для второго это больше компетенции, которым молодого сотрудника не обучат в вузе.

— Работодателю нужно, чтобы человек умел работать в команде, управлять проектами, но этому вузы не учат. У нас не учат тайм-менеджменту, ведению переговоров и управлению стрессом, именно эти показатели работодатели называют «опытом», — объясняет HR-эксперт Елена Журавлева.

Кибермир, который мы заслужили

Если мириться с низкой зарплатой молодой специалист не хочет, он может вложиться в свое образование еще раз и пройти курсы повышения квалификации или вовсе сменить профессию — в России последние годы открылось много частных школ, которые учат тому, что действительно нужно рынку сейчас и в будущем.

Эксперты предсказывают дробление профессий в будущем: из одного SMM-менеджера уже сегодня получаются три-четыре полноценных профессии

Эксперты уверены, что в ближайшие годы айтишников и менеджеров потеснит digital: на рекламу в интернете компании уже тратят солидные деньги, и их интересы только растут. Однако специалистов, которые будут качественно выполнять заказы, в агентствах нет: вузы не учат SMM и веб-дизайнеров, поэтому ребята, которые хотят прокачать навыки в этой сфере, либо уезжают за границу, либо тратят деньги на частную школу.

— В digital-сфере профессии начинаются узко специализироваться: еще два года назад было достаточно SMM-менеджера, сегодня его задачи выполняют сразу трое: копирайтер составляет планы и пишет тексты, таргетолог настраивает рекламу в интернете, дизайнер занимается визуалом. Одно питерское агентство сейчас ищет менеджера по сториз в Instagram, и уже понятно, что если эта профессия не станет эффективной через какое-то время, она трансформируется во что-то другое, — объясняет генеральный директор SMM-бюро «Ишь, Миш» Михаил Салашов.

Совершенно другое будущее представляют ученые из Сколково: в 2015 году они опросили 2,5 тысячи российских и зарубежных специалистов и составили «Атлас профессий будущего». Так, по мнению инноваторов, рынок труда изменится до неузнаваемости уже к 2020 году: менеджеров и бухгалтеров сместят дизайнеры эмоций и кибертехники умных сред. Достанется и айтишникам — их профессии, подобно digital-сфере — будут раздроблены на новые отрасли: появятся киберследователи, IT-проповедники, сетевые юристы, которые будут заниматься исключительно защитой человека и его собственности в интернете, а также конструкторы роботов. Выйдут из тени аграрии — тех, кто любит ковыряться на грядках, будут с гордостью называть сити-фермерами.

Поверить в это пока сложно, но некоторые черты профессионального мира будущего уже вырисовываются: режиссеры индивидуальных туров, которых в Сколково нам обещали к 2020 году, уже подстраиваются под элитную касту туристов и придумывают им сценарии путешествий; сельскохозяйственных диетологов в чистом виде нет, однако есть тренд на фермерские продукты.

Лишь бы высшее образование поспевало за этими прогнозами.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.

Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во ВКонтакте, Facebook и Одноклассники, а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-918-50-50-161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303-06-14.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Отжать в пользу трамвая». Нужно ли Ростову расширять дороги ради путей?
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Рекомендуем
Объявления