Как, по-вашему, проводят вечерние часы после тяжелого трудового дня взрослые образованные ростовчане? Обсуждают хлопоты прошедших будней, смотрят кино, читают книги, занимаются домашними делами, ответите вы. Но все проходит совсем по-другому, если у этих ростовчан есть дети школьного возраста. В этом случае весь вечер вся семья ломает голову над задачками. И часто не справляется даже общими усилиями.
«С тех пор, как сын пошел в первый класс, его домашнее задание – наша ежевечерняя головоломка. Встречаются задачки, смысл которых ни я, ни муж не можем понять. Что уж говорить о первоклассниках? Мы оба – люди с высшим образованием, справляемся каждый день со своими рабочими задачами, а примеры для первоклашек решить не можем. Я с грустью вспоминаю наши школьные годы, когда в начальных классах мы считали яблоки и сочиняли простые предложения. На кого рассчитаны современные стандарты и что после их изучения должно остаться в головах у детей, я не понимаю», – сетует мама первоклассника Ульяна.
По словам обеспокоенной родительницы, домашнее задание ребенка – не частная проблема отдельно взятой семьи. Хитроумные примеры из учебников иной раз запускают настоящие родительские флешмобы.
«Иногда мы созваниваемся с другими родителями в надежде, что может у них все по-другому и задачка не вызвала столько мучений. Но, как правило, у них тоже самое. А телефонный родительский консилиум не дает никаких результатов», – делится аксайчанка.
Жалобы ростовчан на хитроумные задачки заставляют сделать резонное предположение. Может быть, учебники попали в школу случайно, по недосмотру занятого другими делами чиновника, не прошли экспертиз, их создал автор для детей, занимающихся по специальным программам. В общем, была допущена ужасная ошибка. Однако повторное обращение к родителям и проверка выходных данных, регалий авторов и прочего показывает: учебники, вызывающие ужас взрослых, одобрены Минобразования РФ, рекомендованы для изучения в первом классе и вообще являются последним словом в обучении.
Примечательно, что прежде, чем попасть в школу, каждый учебник действительно проходит несколько экспертиз. Последняя инстанция – научно-методический совет при Минобрнауки РФ. Он даже на образцовое пособие может наложить свое вето. Таким образом на парты школьников попадают книги, прошедшие через множество кабинетов чиновников и экспертов.
Но, как показывает практика, подборка заданий в некоторых из них продолжает вызывать вопросы родителей. За последние годы их, по всей видимости, накопилось слишком много. Настолько, что вопросом качества школьной литературы особенно озаботились в федеральном минобре.
С проблемой в ведомстве по сути решили справиться простым увеличением числа экспертиз. В ноябре чиновники подготовили приказ о новом порядке формирования перечня рекомендованных школе учебников.
Отныне каждое пособие должно пройти следующие экспертизы: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. В завершении – все тот же научно-методический совет при Минобрнауки РФ. Главное нововведение документа – появление общественной экспертизы.
Теперь, по словам представителей ведомства, в решении: какой учебник имеет право попасть на уроки – непосредственное участие смогут принять родители. У пап и мам появится возможность защитить своих детей от чрезмерно новационных программ некоторых авторов.
Первый объединенный совет из представителей общественности, готовых анализировать школьные учебники, уже создан при Российском книжном союзе. По данным организации, на днях, 2 декабря, он начал принимать первые партии школьных пособий и совсем скоро члены совета приступят к выполнению своих обязанностей. Сможет ли участие родительской общественности изменить ситуацию и когда из школьных учебников исчезнут сомнительные задачки, остается вопросом времени.
Фото: Фото Ульяны АЛФЕЕВОЙ и из «Живого журнала» пользователей dpmmax, leteha