Сотрудники одной из ростовских библиотек решили помочь школьникам в развитии читательского таланта. Целью их проекта стало привлечение к чтению юного поколения и повышение престижа читающего человека. Но пользуются ли сейчас библиотеки такой же популярностью, как и раньше?
Развивать читательские задатки вызвались пятиклассники из трех ростовских школ.
Автор занятий Александр Пхида опекал участников и помогал им совершенствовать литературный вкус. Но по статистике школьники посещают книгохранилища тогда, когда им надо что-то сделать по учебной программе. А просто читать произведения известных писателей, расположенных на библиотечных полках, дети не хотят. Нынешняя молодежь готова пожертвовать многим, лишь бы им разрешили посидеть в Интернете. Однако всемирная паутина не может решить всех вопросов, связанных с образованием, и для получения отличных отметок необходима книга, в том числе и библиотечная.
Осознавая всю важность этой проблемы, библиотекари пытаются найти путь приобщения ребенка к чтению. Ведь в библиотеке ребенок не только находит нужную информацию, но и может пообщаться со своими сверстниками, поделиться своими проблемами, найти защиту от бурно развивающегося времени, на какой-то промежуток времени уйти от реалий нашей порой далеко не безоблачной жизни, окунувшись в мир доброй сказки и фантазии. Библиотеки могут и должны стать своего рода фильтром информационного потока, отсеивая все незначительное, пустое и, наоборот, привлекая внимание ко всему важному, ценному и интересному.
«Увы, вместе с исчезновением книжного дефицита начали исчезать и одержимые читатели. Книги перестали быть недоступными сокровищами, на которые подписывались, которыми гордились и которые завещали. Культура падает, чтение для души устремляется к нулю, идут в основном за программной литературой. Пока высшее руководство не возьмет курс на поддержание культуры – а я бы сказала, на спасение культуры – все будет только хуже. Долго создавать, разрушить – быстро, и этот процесс идет вовсю», – считает сотрудник центральной городской библиотеки имени Максима Горького Лина Селина.
Детские библиотеки имеют большое значение для развития подрастающего поколения. Даже сейчас, когда, казалось бы, их во многом начинает заменять Интернет, библиотеки в селах и небольших городах зачастую являются для местных читателей единственной возможностью получить книгу или периодические издания.
В то же время всем известно о бедственном положении библиотек и самих библиотекарей в нашей стране. От них требуют высокого качества обслуживания, но никто не задается вопросом, откуда они берут деньги на обеспечение этого качества. Библиотекари работают, как и многие в России, «на энтузиазме».
Современную молодежь сложно назвать читающей. В советские времена посетить библиотеку считалось необходимым элементом культурного человека. Школа жизни учила с почтением относиться к книгам, а по домашней библиотеке судили о личности хозяев. Чтение в семье, детском саду, школе было приятным и привычным занятием.
Аудиокниги, сборники сочинений, краткие конспекты классических литературных произведений, золотые коллекции рефератов и курсовых работ способствуют тому, что у школьников пропадает необходимость в кропотливом чтении.
Американский журнал Parent & Child опубликовал рекомендации для родителей, желающих, чтобы их ребенок ходил в библиотеку.
Быть уверенным в том, что каждый взрослый член семьи в состоянии помочь ребенку добраться до библиотеки.
Купить ребенку специальную красивую сумку или рюкзак для книг. Эта сумка должна сделать процесс переноса книг из библиотеки домой и из дома в библиотеку более праздничным и легким.
Обучить ребенка понижать голос. Тишина – обязательное условие пребывания в библиотеки. Многие дети испытывают трудности с соблюдением тишины. Чтобы это не вызывало дискомфорта, следует потренироваться дома.
Подружиться с библиотекарем. Библиотекари любят помогать детям. Не следует им мешать помогать ребенку делать выбор. Дети значительно охотней ходят туда, где у них есть друг или хороший знакомый.
Научить ребенка делать выбор самостоятельно. Для очень многих детей выбор нужной вещи или книги – тяжелое испытание. Ребенок должен понимать, что невозможно забрать домой все книги с библиотечной полки.
Хранить книги из библиотеки на особой полке. Это внушает ребенку мысль, что библиотечные книги не его и должны быть возвращены. Наличие такой полки также прекрасный повод оценивать круг чтения и интересы ребенка.
Быть примером для подражания. Ребенок учится отношению к книгам, наблюдая за взрослыми, прежде всего – за родителями. В домах, где родители любят читать, обсуждают прочитанное, бережно и с уважением относятся к книгам, возвращают их в библиотеки в положенные сроки, как правило, вырастают разумные и аккуратные дети.
Возможно, российским родителям стоит чему-то поучиться и перенять опыт своих западных «коллег».