Не так давно стало известно, что в Великобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. Теперь вместо традиционных ежедневных заданий в некоторых школах раз в неделю все ученики делают дополнительные задания в специальных клубах, в других домашнюю работу заменили прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи. Меры были приняты для того, чтобы избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.
Примеру Англии решили последовать и французские родители. Однако Федерация родителей FCPE предлагает отменить домашнюю работу не только для малышей, но и для учеников старших классов. Причина такая же: работа над заданиями отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.
Однако и в Великобритании, и во Франции, и в России существует и другая точка зрения. Многие родители и педагоги считаю, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку, так как, только дополнив работу на уроке внеурочной деятельностью учащихся, можно будет достигнуть образовательных и воспитательных целей.
Многие из российских педагогов сходятся во мнении, что выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Однако в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Поэтому у отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов и стать причиной некоторых проблем.
Любое домашнее задание, если школьник выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности, считают педагоги. Так, новый педагогический прием в английских школах вызвал неодобрение выпускницы МПГУ имени Ленина, автора многих учебников для младших школьников Ольги Узоровой. По ее словам, домашняя работа очень важна для младшеклассников.
«Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет», – поясняет Узорова.
Согласно нормам СанПиНов, объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах – два часа, в 6–8-х классах – 2,5 часа, в 9–11-х классах – до 3,5 часов.
Вопрос о домашних заданиях становится особенно актуальным в свете принятия новых стандартов образования и введения таких новых предметов, как, например, «Основы религиозной культуры и светской этики». «Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? – рассказывает директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский. – У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель – математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому – задачи сложные. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям».
Фото: Фото с сайта Мariahmorais.com.br