С 2012 года во всех школах России вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Изучать основы религий вместе со всеми будут изучать и школьники нашего региона. Между тем споры о том, насколько этот «закон божий» на новый лад своевременен и полезен, ведутся до сих пор. Верить или не верить – личное дело каждого. Вмешательство государства в столь интимную сферу многих заставляет насторожиться.
Новый курс вводится в начальной школе, а на этом этапе что выбирать и в кого верить в 99% случаев за ребенка решают родители. С другой стороны, в том, чтобы знать и уважать не только собственную религию и культуру, но и другие верования нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, нет ничего дурного. Сегодня в «Поучительно» взвешиваем все «за» и «против» введения основ религиозных культур и светской этики.
В преддверии Нового года в рамках реализации государственного образовательного стандарта общего образования прошел общественно-педагогический форум «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России».
В нем приняли участие 270 человек. Люди съехались со всего региона. Среди них представители родительской и педагогической общественности, чиновники из управлений образования разных уровней, психологи, священники, активисты общественных движений, представители института повышения квалификации работников образования.
В ожидании «Основ»
Форум собирается уже третий раз, с периодичностью раз в год. На сей раз основной темой было обобщение опыта работы по воспитанию личности с учетом религиозных традиций. На форуме было представлено несколько проектов, направленных на воспитание и развитие личности. Среди них: «Наши былины», «Доброе кино», «История семьи». Участники, кстати, приняли решение выставить на сайте Кирилло-Мефодиевского просветительского общества наиболее интересные из представленных проектов.
Но не обошлось на форуме и без дебатов. В основном, они касались темы преподавания в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Как известно, с 2012 года он вводится во всех школах России. Предмет будут изучать четвероклассники во втором полугодии и пятиклассники – в первом. Курс рассчитан на 34 часа, урок будет проходить один раз в неделю.
Напомним, курс «Основы религиозных культур и светской этики» с апреля 2010 года в формате эксперимента преподают в 21 регионе страны. Проект стартовал после поручения президента. В апробации участвуют более 240 тысяч учеников четвертых-пятых классов, почти 10 тысяч российских школ. В курсе шесть модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьники могут выбрать один.
Недавно в Москве были подведены своеобразные итоги проекта. Выяснилось, что около пяти процентов школьников из пилотных регионов так и не были задействованы в эксперименте. Где-то категорически против оказались родители, но большинство детей оказались отлучены от эксперимента не по своей воле. Просто в школах, где учатся ребята, не хватило для этого учителей! Несмотря на эту статистическую в общем масштабе погрешность, в министерстве образования и науки РФ уверены, что большинство регионов готовы к введению в 2012 году нового комплексного учебного курса.
Курс планируется как элективный (элективные курсы – это обязательные курсы по выбору учащихся). Хотя бы один из предложенных модулей ученик выбрать обязан. Правда, как показал мониторинг, в 10-11 лет этот выбор делает за школьника все-таки родитель. Так, 42 процента мам и пап решили, что их чадо будет изучать основы светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18 процентов – основы мировых религий, основы исламской культуры изучают сейчас девять процентов школьников по России, буддизм – один процент. И менее одного процента учеников слушают курс по основам иудейской культуры. Получается, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы: светскую этику и основы мировых религий.
Повторяю, даже среди участников форума не было единого мнения по поводу вводимого повсеместно курса. Участники глубоко изучали проблему и, в частности, выяснили, что больше половины родителей против деления на модули и выбирают для детей нейтральные общие курсы. Во-вторых, на форуме приводили всероссийские цифры, согласно которым оказалось, что из 62 не охваченных пока экспериментом регионов лишь 28 предоставили информацию о полной готовности к введению нового предмета. В-третьих, цель курса по воспитанию толерантности и терпимости к другим народам России, утверждали участники, «потерялась» из-за так называемых монорелигиозных модулей. И еще смущала разорванность курса. Первую его часть ребята проходят в конце четвертого класса, а вторую – в первой четверти пятого класса. В четвертом им преподает педагог начальной школы, который их хорошо знает и которому они научились доверять за четыре школьных года. А в пятом на урок приходит уже новый учитель – предметник из основной школы. Не проще ли «утрясти» программу курса в один четвертый класс?
Ниже приводим несколько высказываний, прозвучавших как из уст участников упоминающегося форума, так и от обычных граждан, согласившихся высказать свое мнение по этой теме.
«За»
Ольга Малахова, генеральный директор творческого объединения «Доброе кино»: «В школах стоит ввести такие уроки. Еще лучше, если на этих уроках будут просматривать кинофильмы из разряда нашего родного, отечественного, доброго кино. Только, конечно, ленты надо выбирать в соответствии с возрастом учеников. Наше объединение готово их предоставить. Нашему проекту можно доверять, ему уже пять лет, о нем знают не только в регионе, но и в Москве».
Петр Акимов, руководитель русского культурного центра: «Курс, о котором речь, давно пора ввести. Мы, в свою очередь, своей деятельностью его в какой-то мере приблизили. В нашем центре много молодежи, порядка 200 человек. Это примерно треть нашей организации. Ребята интересуются идеями православия. Неудивительно, ведь это – некое нравственное мерило. Они строят свою жизнь, и у них должны быть ориентиры в жизни. То же касается учеников средней школы, для которых основы религий будут преподаваться.
В рамках русского центра развивается, например, общественная организация «Трезвение». Предназначение ее угадывается уже из названия – здоровый образ жизни. Участники этой организации его придерживаются. И других представителей молодежи стараются увлечь мыслью о том, что жить, развиваться, да даже и веселиться можно и нужно на трезвую голову. Не первый год наши молодые участники осуществляют, например акцию «Вера, надежда, любовь в российских семьях»… Главная ценность – семья, призывают они своей деятельностью.
Наш центр привлекателен не численностью, а именно идеями. Что касается этого форума, мы здесь потому, что хотим привлечь к теме духовно-нравственного развития внимание общественности, хотим приобщиться к проектам, которые рождаются в рамках этой идеи, привлечь к ним людей и финансовые ресурсы».
Евгений Повирченко, священник, руководитель отдела религиозного образования: «Я являюсь одним из организаторов этого форума. Это большой сдвиг в общественном сознании: с 2012 года в школах будут введены эти курсы. Правда остаются вопросы: кто их будет проводить, как к этому готовить (специалистов), как методически оснащать курсы? Мы все это сейчас обсуждали... Верующих у нас в области около 80 процентов. Подавляющее большинство – это люди верующие. Так что курсы эти будут, скорее всего, востребованы».
Елена Кочкина, начальник отдела центра сопровождения деятельности образовательных учреждений: «У нас один ученик, православный, сознательно выбрал для изучения в рамках такого курса ислам. Это о чем говорит? Мальчик хочет знать другую культуру, хочет приблизиться к ней, хочет, может быть, лучше понять поведение своих товарищей, состоящих в этой вере. Так что, считаю, проект этот рано или поздно осуществит свое основное предназначение.
Он уже «работает» – в тех территориях, где проходит в качестве эксперимента. Всем нам пора понять: надо не только пугать детей «чужими» культурами, терактами и прочим негативом, а постараться настроить детей как членов общества на позитивное отношение к другим культурам, на взаимодействие и понимание».
«Против»
Ольга Андреева, учитель истории школы №110, участница форума: «Если честно, я не знаю, как все эти идеи в школе реализовать? Это технически сложно осуществить! Собрать подписи с родителей, что они не возражают, а даже хотят очень, чтобы их ребенок прослушал такой курс, не против, что с их детьми будет общаться священник; затем найти священников – представителей четырех традиционных, разрешенных на территории России конфессий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, согласовать с ними темы уроков, включить в расписание, следить за тем, чтобы откровенной агитацией на уроках они не занимались, а просто информировали ребят об основах различных религий в соответствии с заданным курсом…
Нет, главное предназначение такого курса мне, конечно, понятно: воспитать в детях терпимость к другим религиям и культурам, развить толерантность, возродить духовность… Или хотя бы приблизиться к этому. Но как реализовать это практически? Пока не ясно. Я пыталась найти ответ на этом форуме. Однако никаких конкретных рекомендаций не прозвучало. Что еще важно? Надо обучить учителя методике преподавания этого курса!»
Михаил, инженер, 43 года, отец двух детей: «Я атеист, жена придерживается тех же взглядов. И детей своих воспитываем соответственно. К идее преподавать в школе основы религий отношусь отрицательно. Считаю, это вмешательство во внутренний мир детей! Мой сын уже взрослый, студент, а дочка еще учится в школе. И вот я не хочу, чтобы мою дочь, которая воспитывается в атеистических традициях, дразнили, обижали, обзывали, что непременно произойдет со стороны одноклассников. Они непременно будет противопоставлять ее себе, таким «просвещенным и нравственным». У ребенка должно быть право выбора, и не надо никого к этому выбору подталкивать! Такой курс можно было ввести в старших классах хотя бы. Когда сознания у детей больше».
Инна, контролер ОТК, 36 лет, мать пятиклассника: «Я вообще считаю, что эту идею опошлят в нашей «славной» школе. У них наверняка нет ресурсов для ее реализации. Я слабо себе представляю священников в светском учебном заведении (школе). Зачем это надо?
Мне кажется, это будет подобно урокам сексуального воспитания, которые некоторое время назад имели место быть. Когда никакие специалисты к проекту привлекаться не хотели (из-за недостаточного финансирования, по-видимому), а уроки в результате «читали» учителя, не обладая для этого достаточной компетентностью. Лишь бы галочку поставить: курс отвели… Вообще, вера – это интимный процесс, общение с Богом – это очень личное. И не надо общение с Богом «спускать» сверху!»
Ольга, библиотекарь, 48 лет, бабушка первоклассника: «У моего внука очень размытые представления о религии пока. Он с этим не сталкивался (разве что его окрестили, еще в младенчестве, в церкви). Хотя в семье дочери, где растет ребенок, основы религии есть. Это обычная семья: они ходят на культурные мероприятия, в музеи, театры, приобщают мальчика к спорту…
Что касается религии, там, повторяю, только основы. Но нет навыка (потому что их воспитывали мы, взращенные в светском государстве, без религиозной подоплеки). Они не ходят, например, на исповеди, не посещают регулярно воскресную службу. Приходят в храм лишь только когда «припрет», когда что-то случится...
То есть внуку моему все эти религиозные темы не близки. Ребенок еще не готов морально к восприятию такой информации. И даже к четвертому классу готов не будет! И так, наверное, во многих семьях. Религиозная культура в обществе утрачена. И, соответственно, в семье тоже. Сама атмосфера в стране не сформирована пока в эту сторону…
У нас религиозные традиции не развиты до той степени, как это было до революции, к примеру. Поэтому я бы пока от такого курса в школе воздержалась. Дочери буду рекомендовать именно это. А если уж обяжут, то выбрать нейтральный курс – о светской этике».
Пора делать дело
Но вернемся непосредственно к форуму. Участники периодически взывали друг к другу: «Пора уже дело делать, а не просто ежегодные тусовки проводить!» Поэтому сайт Кирилло-Мефодиевского просветительского общества и сайт университета предоставят в скором времени свои ресурсы для размещения информации по данной теме. Информация должна быть сконцентрирована в одном месте, а не разрозненна, утверждали участники. Затем они выбрали актив, обменялись электронными адресами и прочими контактами. Что же, посмотрим, к каким итогам и достижениям они придут через год.