Образование Медсестры поневоле?

Медсестры поневоле?

Может ли студент-медик полноценно работать по специальности, начиная с третьего курса, не отрываясь при этом от учебного процесса?..

Может ли студент-медик полноценно работать по специальности, начиная с третьего курса, не отрываясь при этом от учебного процесса? Более 20 лет назад, во времена развитого социализма многие будущие врачи подрабатывали в больницах санитарами, а кто-то – даже медсестрами и медбратьями. Ректоры российских медицинских высших учебных заведений вспомнили прошлое и пришли к выводу, что закрепление этой инициативы позволит сократить потребность медучреждений страны в среднем медицинском персонале.

Недавно в Первом МГМУ имени Сеченова прошло совещание по разработке образовательных стандартов третьего поколения для медицинских вузов. В сообщении пресс-службы университета говорится о том, что в обсуждении приняли участие руководители ведущих медвузов страны и директор департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России Вадим Егоров.

В ходе совещания ректор Первого МГМУ имени Сеченова профессор Петр Глыбочко высказался о поводу серьезной проблемы дефицита кадров среднего медицинского персонала в стране, особенно медсестер. «Наши студенты могли бы справиться с этой работой, это стало бы для них отличной практикой. Я считаю, что надо дать возможность студентам медицинских вузов уже после третьего курса работать на таких должностях, начиная с азов, набираться опыта. И сегодня мы вполне можем прописать это в новых стандартах», – сказал он (слова ректора приводит РИА «Новости»).

Исполняющая обязанности ректора Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова профессор Наталья Полунина поддержала идею своего коллеги: «Если студентам-медикам дать возможность работать уже после третьего курса, это, во-первых, будет для них очень хорошей практикой, которую они получат уже во время обучения. Во-вторых, закроется проблема с нехваткой медицинских сестер», – уверена она.

Насколько жизнеспособна инициатива об обязательной работе студентов медвузов в качестве среднего медицинского персонала? Что будет, если такая инициатива действительно будет закреплена в новом стандарте для медицинских вузов и в дальнейшем воплощена в жизнь?

С этими вопросами мы обратились к преподавателям медицинских учреждений и практикующим врачам.

Проректор по учебной работе государственной медицинской академии, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Илья Волчегорский подчеркивает, что разговор на эту тему достаточно непростой. С одной стороны, действительно в советское время среди студентов-медиков существовала подобная практика «подработки». Она носила добровольный характер. Однако и 20 лет назад, и сейчас неотъемлемой частью учебного плана являются производственные практики, включающие, в частности, «сестринские разделы».

Нужно помнить, что студенты медвуза, пока не имеющие диплома и сертификата специалиста, не могут нести юридическую ответственность за пациентов, и поэтому у них нет права работать с больными самостоятельно (т. е. без контроля преподавателя). Оказывать медицинскую помощь (к примеру, делать внутримышечные и внутривенные инъекции и так далее) могут только специалисты, имеющие на руках соответствующий диплом о профессиональном образовании и сертификат специалиста. Это касается как врачей, так и медицинских сестер, акушерок и т. д. Возможность работать на должностях среднего медицинского персонала есть у той части студентов-медиков, которые ранее получили среднее медицинское образование и обладают соответствующим сертификатом специалиста. Эти документы подтверждают наличие мануальных и практических навыков, позволяющих допускать их к пациентам «без боязни». Но у студентов медицинских вузов первых лет обучения, пришедших в вуз со школьной скамьи, таких навыков и полномочий нет. Инициатива о привлечении студентов медвузов к работе в больницах в качестве медсестер и медбратьев может быть и неплохая, и даже полезная, но прежде чем воплотить в жизнь, ее нужно всесторонне продумать и с профессиональных (медицинских), и с правовых (юридических) позиций. Необходимо соблюсти все условия, чтобы не навредить пациентам и юридически обезопасить студентов-«медсестер».

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Ольга Лысенко считает инициативу чрезвычайно полезной. И видит в этом как минимум четыре плюса. Так, желающие работать в медицине раньше определятся с более приемлемым направлением своей будущей деятельности. Попавшие случайно (для корочек) смогут вовремя понять, что они в медицине случайно, и появится надежда, что они покинут медицину еще до окончания вуза. У медицинских учреждений будет возможность выбирать наиболее пригодных и оценивать их для академии по достоинству. Те, кто по каким-то причинам не может далее продолжать обучение в вузе, смогут получить документы на деятельность медицинских сестер и продолжать работу в этой должности.

Практикующий врач с 35-летним стажем, преподаватель медучилища Татьяна Мурашова напоминает, что в советское время подобное практиковалось, но студенты работали в больницах исключительно по желанию! Тут каждый случай надо рассматривать индивидуально. Кто-то из студентов справляется с нагрузкой в вузе, а кто-то – нет. Не нужно забывать о том, что нагрузка в медицинских вузах несколько иная, чем в вузах других профилей, и пребывание на парах здесь особенно важно.

«Я успевала во время учебы подрабатывать в больнице, – делится Татьяна Григорьевна, – но это были ночные дежурства, дежурства в выходные и праздники. Я сама могла распределить нагрузку и решить, когда я успею поработать, и это не скажется на учебе. Но обязаловкой это не было. Хочу еще раз подчеркнуть, что днем, во время лекций, мы не работали. Для того чтобы работать медсестрой, чтобы тебя допустили к пациенту, нужны медицинские навыки, а студентов первых курсов практическим навыкам не учат. Кроме того, такие студенты в силу отсутствия диплома не несут юридической ответственности за пациента. Подпускать таких студентов к пациентам просто преступление! Нельзя забывать и о том, что в советское время студенты в основном работали санитарами, а это совсем иная квалификация и иные требования».

Эта проблема бурно обсуждается на просторах Интернета. Так пользователь под ником Абориген в обсуждении материала на аналогичную тему напоминает о том, что медсестра – это профессия высокой квалификации, которая сильно отличается от профессии врача, эта профессия имеет множество специализаций, требует определенных сроков обучения, навыков и допуска к работе.

Медсестры, как и врачи, всю жизнь учатся, овладевают новыми навыками и растут профессионально. Представьте, что студента вуза с третьего курса допускают к станку и заставляют выполнять работу квалифицированного рабочего... Или машиниста поезда. Он так наработает, что ни станка, ни заготовок, ни поезда не останется. А теперь перенесем эту позицию в больницу, в операционную, в реанимацию с ночным дежурством, на отбор костного мозга и еще много куда… результат представить нетрудно…

Итак… новая инициатива о студентах-«медсестрах» никого не оставила равнодушным.

А что об этой проблеме думаете вы?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
Игра с отрицательным результатом. Почему футболистов сборной России и Карпина жалко из-за матча против Брунея
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления