«Моему сыну семь лет. Несмотря на возраст, у нас в школе настоящие проблемы. Раньше я думала, что он просто невыдержанный и непослушный, полагая, что это прорехи в воспитании, которые я как мама со временем смогу исправить. Но прошло два года, а сын, несмотря на мои старания, все так же продолжает вмешиваться в разговоры, перебивая говорящих, стал еще импульсивнее, учится в первом классе, но на него уже жалуются преподаватели: из-за своей неусидчивости он может прямо во время урока вскочить и начать бегать по классу. Про нашу успеваемость я вообще молчу: он невнимателен на уроках и учится плохо. Меня такое поведение стало настораживать, мой ребенок становится просто неуправляемым! Почему он так себя ведет и как исправить положение? Может быть, я его просто избаловала?»
Инна
Такое письмо пришло в редакцию нашего сайта. Непослушные дети и непоседы есть в каждом классе, и сверстникам ужиться с ними бывает непросто. Но гораздо труднее приходится их родителям, которые не всегда знают, как воспитывать такого ребенка. Довольно часто происходит подмена понятий: гиперактивных детей взрослые путают с просто непослушными, не зная того, что «гиперактивность» – это заболевание, вызванное недостаточной зрелостью центральной нервной системы. Ничего страшного, конечно, но гиперактивный ребенок нуждается в своевременной помощи. Что это за помощь, в чем причина детской гиперактивности и как отличить обычного непоседу от ребенка с «особенной» ЦНС, помогает разобраться детский психолог-консультант института организационного и личностного развития Елена Сыркина.
– Елена, наш сегодняшний случай очень красноречив. Как вы можете прокомментировать ситуацию?
– Да, вы правы, поведение ребенка действительно красноречиво: речь идет не об избалованности, а о ярко выраженной гиперактивности.
– Кто такие гиперактивные дети, и чем они отличаются от просто непослушных?
– Рассказывая о гиперактивных детях, правильнее будет говорить не просто о гиперактивности, а о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Как следует из определения, это недоразвитость центральной нервной системы, недостаточность зрелости ЦНС, которая может проявляться трудностями концентрации внимания, нарушением обучения, что не может не сказаться на успеваемости, а также в сложностях обработки информации, которая окружает ребенка.
Если говорить о том, насколько часто это заболевание встречается у детей, то им, в той или иной степени, страдают от 5 до 18 процентов школьников. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что в каждом классе найдется хотя бы один ребенок с таким синдромом.
Специалисты различают три варианта: первый – это дети, которые полностью в себе сочетают и дефицит внимания, и гиперактивность, второй – различают дефицит внимания без гиперактивности, и, наконец, третий – синдром гиперактивности без дефицита внимания. Так или иначе, этот диагноз ставит детский невропатолог.
– Елена, в чем же причины развития такого синдрома?
– Причин развития детской гиперактивности – несколько. В первую очередь, специалисты отмечают генетическую предрасположенность. В некоторых семьях родители по наследству передают эту особенность ребенку, и при обнаружении характерных симптомов имеет смысл обратиться к детскому врачу, который назначит соответствующее лечение.
Многие психологи вместе с генетическим фактором выделяют и так называемый семейный фактор. Что сюда можно отнести: низкий социальный статус семьи, ведь, как правило, если семейный фактор оказал негативное влияние на психику ребенка, то чаще всего это асоциальные семьи. Родители-алкоголики или наркоманы. В таких «ячейках общества» к генетическим факторам, таким как плохое вынашивание, добавляются интоксикации организма во время беременности (алкогольная, наркотическая), что не может не влиять на формирование ребенка.
Немаловажно и то, что в таких семьях не умеют конструктивно решать проблемы, и малыш, глядя на родителей, как бы выучивает определенный стиль поведения: перенимает импульсивность – несдержанность в разговоре, решение конфликтов силовыми методами, все это накладывается на его психику, формируя личность ребенка неадекватной.
К причинам появления гиперактивности вполне может относиться и какая-либо травма: черепно-мозговая, например, или тяжелая инфекция, перенесенная ребенком, в результате которой пострадала структура головного мозга. Хочется напомнить, что диагноз может поставить не столько психолог, сколько врач (детский невропатолог). К поведению ребенка нужно присматриваться, чтобы не перепутать болезнь с возрастными особенностями психики, и делать это необходимо с участием специалиста.
– Как обнаружить синдром гиперактивности у ребенка?
– Чадо не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе, с трудом поддерживает внимание в игре, в учебе, не слушает или слушает не до конца то, что ему говорят взрослые. Ему сложно дослушать инструкцию до конца, он просто переключается. Следовательно, правила не для него. Ребенок не может организовать собственную деятельность, часто теряет вещи. И так как часто отвлекается, бывает забывчив.
Еще один важный момент: у гиперактивных детей сформирована такая особенность, как произвольность эмоций и поведения. Дело в том, что зона мозга, которая отвечает за способность ребенка переключаться с одного вида деятельности на другой, у гиперактивных детей развита слабо, как и функция торможения. То есть им довольно сложно регулировать свое поведение, тормозить и контролировать себя в некоторые моменты: им сложнее сказать себе «стоп» и сдержаться, чем обычным детям.
Для гиперактивных детей характерно то, что они «застревают» в одном состоянии: если ребенок пришел в возбуждение, например, во время игры, ему сложно быстро переключиться на другой вид деятельности и сосредоточиться, скажем, на выполнении школьного задания. Родителям важно помнить, что это не каприз, а особенность ЦНС.
Что может привести такого ребенка в состояние возбуждения? Длительные умственные нагрузки, например. Это перевозбуждает нервную систему, и наступает переутомление, возникает раздражительность. Также его могут вывести из равновесия игры со сверстниками, особенно игры соревновательного характера.
Из себя может вывести критика, потому что такие дети часто чересчур старательны, и если что-то не получается, критика без поощрения приводит к протестным реакциям.
Они, как правило, еще с младенчества совершают множество движений руками и ногами, складывается ощущение, что они живут отдельной от него жизнью.
Такой ребенок часто вскакивает со своего места, ерзает, он слишком подвижен, может прыгать на стуле и так далее. Ему сложно играть в тихие настольные игры, в любом случае он постарается затеять какую-то шумную возню. Очень много говорит, вовлекает других в свой разговор.
Импульсивность, как правило, идет рука об руку с гиперактивностью. Про нее мы тоже можем сказать несколько слов. Здесь распространенным примером является тот момент, когда, не дослушав вопрос, дети пытаются дать ответ. У них уже готово решение, которое тем не менее далеко не всегда правильное и додуманное. Самое важное для гиперактивных детей – сказать быстрее, чем это сделают другие. Импульсивность проявляется и в том, что ребенку трудно дождаться своей очереди, будь то игра или очередь в столовой.
Гиперактивные дети часто вмешиваются в разговоры, как взрослые, так и детские, для них в этом нет барьеров. Перебивают. Не потому что не воспитаны, а потому, что такое невыдержанное поведение – особенность нервной системы, не способной себя контролировать.
Что хочется посоветовать родителям: не судите о наличии заболевания у ребенка по одному из симптомов, их должно быть несколько, от пяти до семи. Если они проявляются, то у вас, безусловно, есть повод для волнений и обращения к специалисту: психологу или детскому невропатологу, который проведет коррекционные мероприятия и назначит медикаментозную поддержку.
– Что будет в том случае, если родители не обратят внимание на «тревожные звоночки»? Чем это чревато?
– Если не обращать внимание на признаки гиперактивности, дети в будущем, конечно, будут испытывать сложности, такие как адаптация к коллективу, например: они не умеют конструктивно общаться с другими людьми, невыдержанность в общении не может вызывать симпатию, не так ли?
Как правило, они вызывают у преподавателя недовольство, что тонко чувствуют другие школяры. А поскольку авторитет учителя в ранней школе традиционно непререкаем, гиперактивные дети часто превращаются в изгоев, которые не были приняты педагогом.
Естественно, неизбежны и трудности в обучении, так как они часто отвлекается. Неуспеваемость, в свою очередь, способствует понижению самооценки. Вообще, говоря об обучении, следует заметить, что таким деткам лучше всего обучаться в небольшом классе (коррекционном, например), где мало детей и педагог способен найти время для каждого, подбирая индивидуальные методы обучения.
В подростковом периоде активным детям тоже непросто. Волевые процессы у них сформированы слабее, чем у обычных детей, поэтому такие подростки могут становиться, допустим, не только агрессивными, но еще и легче, чем обычные дети, попадать под влияние асоциальных групп. Не исключено раннее начало приема алкоголя, наркотиков и тому подобного, так как им сложнее сдерживать свои импульсы.
– Какие рекомендации вы бы дали обычным учителям (не коррекционным педагогам) в традиционной школе касательно гиперактивных детей на период адаптации?
– Самое первое – так как такие ученики моментально отвлекаются, – ни в коем случае нельзя сажать их за задние парты, таких детей лучше располагать поближе к себе, чтобы был возможен контакт глаз. Чтобы в случае необходимости учитель мог подойти и встать рядом, положить руку на плечо, иначе говоря, каким-то образом переключить внимание ребенка.
Второй значимый момент – гиперактивного ребенка лучше всего сажать рядом с гораздо более спокойным напарником по парте, чтобы уравновесить его эмоциональное возбуждение.
В работе с такими детьми лучше подключать разные каналы восприятия, не только слуховой, но и зрительный. Например, если в классе даются задания, то активному ребенку можно дать прочитать их еще и в виде алгоритма записанным на бумаге, чтобы ученик не просто услышал, но и имел возможность прочитать. В этом случае идет воздействие на разные зоны мозга. Ребенку проще будет ориентироваться.
Если в классе есть такой ребенок, нужно не только критиковать, но и обязательно поощрять. Нельзя воспитывать гиперактивных детей по принципу «красного карандаша», то есть на одних замечаниях. В течение урока нужно несколько раз подходить и говорить, что он делает хорошо: эти дети очень чувствительны к поощрению. Нужно дозировать критику один к четырем, на одно замечание должно быть в среднем четыре заслуженных похвалы.
Необходимо исключать участие такого ребенка в соревнованиях, ведь дети очень чувствительны к успеху-неуспеху, а гиперактивные – вдвойне, могут перевозбудиться, впоследствии их будет сложно успокоить, ситуация неуспеха психологически травмирует их.
– Что могут сделать родители для того, чтобы нормализовать состояние такого ребенка?
– Помогайте дома своему чаду организовать рабочее время и пространство, не оставляйте его один на один с учебниками, делами и прочим.
Хорошо помогает красиво оформленный вместе с ребенком распорядок дня, чтобы сын или дочь знали, когда и что нужно делать. Этим детям очень сложно быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, лучше заранее предупредить его: «В три часа мы садимся делать уроки» (например). Желательно несколько раз ребенку напомнить, что осталось, к примеру, 30 минут, затем 15 и, наконец, пять до отмеченного времени. Тогда у школьника будет возможность потихонечку переключиться и настроиться на другой вид деятельности.
Еще один немаловажный момент: так как гиперактивные дети очень подвижны, нужно максимально их загружать физически. Лучше, если это будут спортивные нагрузки, но не командные виды спорта, а индивидуальные. Очень хорошо на нервную систему и физическое здоровье действует плавание, например.
Так как эти дети, как правило, имеют проблемы в общении, нужно обязательно их учить общаться с другими детьми, поддерживать разговор, дожидаться своей очереди в чем бы то ни было. Ни в коем случае не оставляйте малыша один на один с этой проблемой. Хорошо помогают в этой ситуации различные игры, где нужно неукоснительно соблюдать правила, например.
– Елена, поскольку речь идет не только о гиперактивности, но и о дефиците внимания, как развить внимание и память?
– Ну конечно, игры! Речь ведь идет о детях, а значит, и развивать их умения и навыки лучше всего в игровой форме. Здесь призываю родителей проявить нестандартность мышления. Как вариант: дойдите до книжного магазина, там можно найти множество игр на развитие памяти. Или еще проще: прогуливаясь с ребенком по привычному маршруту, скажите: «Давай постараемся запомнить, в каком порядке расположены (например) киоски (магазины) на пути к дому». Приходим домой – вспоминаем, рисуем все увиденное в деталях.
Или второй вариант: раскладываем на столе предметы, просим ребенка запомнить их, насколько это возможно, а когда он отворачивается – убираем что-нибудь и просим повернувшегося сына или дочку сказать, что именно было убрано.
Следующая довольно интересная игра для тренировки памяти и мышления – «волшебный мешочек»: в сшитый красивый мешочек складываем различные предметы (разная фактура ткани, форма, размер: шершавые, гладкие… Кору дерева, кусочки ткани, различные предметы) и, когда ребенок опускает руку в мешок и берет предмет, просим описать и сказать, что это может быть.
Можно, предварительно разложив предметы на столе, дать ребенку возможность почувствовать, потрогать, рассмотреть их, затем все наше богатство сложить в мешочек, и малыш должен будет назвать, что за предмет попал ему в руку.
Развивать память детей, всех, не только гиперактивных, нужно также в игровой форме, пусть это будет интересно, весело и креативно. Тогда это пойдет на пользу вашему чаду. То же самое – про внимание, есть интересное упражнение: предлагаем читающему ребенку найти и вычеркнуть в тексте например, все буквы «А».
Любознательному ребенку можно предложить внимательно рассмотреть дерево или цветок, животное, затем подробно описать их и даже нарисовать. Что было замечено интересного, необычного? Каков описываемый предмет на ощупь? Сенсорные ощущения, нужно сказать, тоже очень способствуют развитию и внимания, и памяти. Чем пахнет? – следующий вопрос. Ну и все в таком духе.
Излишнюю импульсивность ребенка, равно как и гиперактивность в целом, можно тренировать играми, которые требуют выполнение каких-либо правил. Сначала правила не должны быть слишком сложными. Начать можно с настольных игр, когда бросают фишки и совершают ходы. При соблюдении игровых моментов маленького непоседу надо поощрить!
Не нужно забывать и о том, что гиперактивному импульсивному ребенку довольно сложно удержать в голове несколько заданий одновременно (сделай уроки, сложи вещи и собери портфель), поэтому родителям лучше всего «выдавать инструкции» последовательно, внимательно отслеживая, что каждая выполняется основательно, от начала до конца. И только по мере выполнения одного задания давать другое.
Когда ребенок вмешивается в разговор или перебивает родителей, не давая возможности договорить, поощрять это нельзя ни в коем случае: нужно останавливать чадо и спокойно напоминать (пусть даже в сотый раз, пока не привыкнет!) примерно следующее: «Вот сейчас я договорю, а затем ты сможешь сказать все, что хотел(а)». Крайне важно и самим родителям уметь дослушать ребенка до конца, не перебивая и не останавливая. Родители – образец для подражания, помните об этом!
Очень хорошо на гиперактивных импульсивных детей влияет выполнение медитативных упражнений: они действуют расслабляюще и успокаивающе.
– Елена, гиперактивность – это временно или навсегда?
– Гиперактивность – проблема, конечно, временная, и то, насколько быстро поведение вашего ребенка нормализуется, зависит только от мамы с папой и проявленного внимания. Родителям важно помнить, что это не каприз, а особенность строения нервной системы. Проявите терпение, и лучшей наградой вам будет здоровье вашего ребенка и его успехи.