
Экспортеры теряют деньги
Экспорт российской пшеницы в марте будет втрое меньше, чем в прошлом году, оценивает аналитическое агентство «СовЭкон». По его данным, объем отгрузок рухнул из-за отрицательной маржи экспортеров и низкой конкурентоспособности российской пшеницы. Объем перевалки зерна на сухогрузах упал на 43,2%, подтверждают в Ассоциации морских торговых портов. Грузооборот морского порта Ростова-на-Дону за первые два месяца 2025 года уменьшился до 1,6 миллиона тонн. Это на 20,1% меньше, чем за тот же период прошлого года.
В марте Россия экспортирует втрое меньше зерна: 1,4–1,8 миллиона тонн против 4,8 миллиона тонн годом ранее и 3,3 миллиона тонн в среднем за пять лет, добавили в «СовЭконе».
«Почему экспорт упал? Потому что экспортеры на этом не зарабатывают, а теряют деньги, и экспорт снижается, — комментирует директор аналитического центра „СовЭкон“ Андрей Сизов. — Рубль сильно укрепился, это отражается в пошлине, но с задержкой. Пошлина не успевает за рыночными условиями при таком изменении курса. Соответственно, деньги они теряют. Если у кого-то так отнимать деньги, как отнимают пошлины — а у сельхозпроизводителей отбирают десятки процентов выручки, — производство будет падать. Оно, собственно, и снижается. После 2022 года, когда был рекорд производства зерновых, оно неуклонно снижается. И вероятно, в этом году будет новое снижение. Если у вас забирают 20−30% выручки, естественно, у вас экономика очень сильно ухудшается. За этим следует и много чего, в частности сокращение спроса на технику».
Объем отгрузок может снизиться втрое по сравнению с прошлым годом на фоне отрицательной маржи экспортеров и низкой конкурентоспособности российской пшеницы, отмечает Сизов.
Экспортеры пытаются снизить закупочные цены, но сельхозпроизводители продолжают откладывать продажи. Несколько трейдеров в течение недели краткосрочно повышали закупочные цены, чтобы оперативно закупить больше зерна под прибывающие суда, добавили в «СовЭконе».
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), экспорт пшеницы с июля 2024 года по июнь 2025 снизится до 38,5 миллиона тонн. В прошлом сельхозгоду экспорт пшеницы составил 54,1 миллиона тонн.
«За этот месяц в целом по России идет сокращение экспорта зерна. В том числе и в Ростовской области, это общая тенденция. <…> По России, по нашему региону есть сокращение большое за предыдущий месяц, это правда», — признал советник президента ТПП Ростовской области Юрий Корнюш в беседе с корреспондентом 161.RU.
Предпосылок к отмене экспортных пошлин директор аналитического центра «СовЭкон» не видит. Его мнение разделяет аналитик Владимир Петриченко, гендиректор компании «ПроЗерно».
«Я, как все, кто причастен хоть немножко к зерновой индустрии, отношусь к пошлинам отрицательно, — признается Петриченко корреспонденту 161.RU. — Это крайне контрпродуктивная мера для развития всей зерновой индустрии. И экспортные квоты, которые действуют с 15 февраля до 30 июня, — это дополнительно контрпродуктивная мера, которая мешает развитию экспорта и мешает развитию зерновой индустрии в целом. Отменят их или нет? Я думаю, что пока отмены мы не дождемся, к сожалению».
Андрей Сизов подчеркивает: все основные сельхозкультуры, которые производит Россия, либо обложены пошлинами, либо находятся под другими ограничениями.
«У нас внутренняя российская цена искусственно занижена относительно мировой благодаря этим пошлинам, — отмечает Сизов. — А всё остальное — техника, удобрения, топливо, средства защиты растений — торгуется по мировым ценам или даже выше мировых цен. При нормальных обстоятельствах цена на пшеницу сейчас должна быть примерно на 30% выше, если бы не было пошлин. И при этом все чувствовали бы себя лучше: и фермеры, и производители сельхозтехники, и производители средств защиты растений. Вот такая должна быть ситуация. Но ее нет».
Ростовская область стала лидером по производству зерна в 2024 году, но более 400 фермеров оставили сельское хозяйство из-за убытков. За последние пять лет в России обанкротились и закрыли производство 35 тысяч фермеров. Они жалуются, что пшеница стала убыточной — взлетели цены на всё, кроме зерна. Мы публиковали большое исследование о кризисе, бушующем в сельском хозяйстве.