Полтора года назад жители хутора Весёлого узнали, что рядом появится мусороперерабатывающий комплекс. С тех пор они протестуют: до пандемии выходили на митинги, теперь вывешивают на заборах плакаты «Мы против свалки». Пока местные отстаивают свое право на чистый воздух в судах, сотни мусоровозов наполняют отходами из Ростова и Мясниковского района площадку временного накопления, находящуюся у строящегося полигона.
В 2019 году Ростовскую область поделили на восемь зон, где будут построены межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы (МЭОКи). Мясниковский станет одним из самых крупных на Юге России и проработает не менее 20 лет. Сюда будут поступать все отходы Ростова-на-Дону. Региональным оператором стала группа компаний «Чистый город». Поначалу комплекс собирались построить вблизи Левенцовки, но близость военного аэродрома заставила отказаться от идеи. «Чистый город» обратил внимание на слободу Петровку, но и тут не вышло: под угрозой оказались Тузловские склоны, памятник природы регионального значения. Следующей точкой на карте стал хутор Весёлый.
Весёлый расположен в 30 километрах от Ростова-на-Дону. Близость к миллионному городу оказалась роковой для муниципалитета: сначала здесь появился военный полигон, потом — скотомогильник с сибирской язвой, полигон радиоактивных отходов и завод по переработке медицинских отходов. И, наконец, власти Ростовской области приняли решение о строительстве здесь мусорного полигона. Хуторяне узнали об этом из заметки в районной газете.
— Конечно, были в шоке, не верили. Потребовали объяснений в администрации, но ничего внятного не добились. Нам обещали какие-то преференции, инвестиции в благоустройство… Мы хотели только чистого воздуха. И пошло-поехало: открытые слушания, заседания, митинги, — вспоминает житель Весёлого Геннадий Запорожцев.
Тем временем ГК «Чистый город» выкупила неподалеку от хутора земельный участок площадью 98 га. Для его создания пришлось объединить 19 сельскохозяйственных участков.
Представители компании уверяли, что МЭОК не станет свалкой в привычном понимании. Экологический комплекс по плану предусматривает закрытый цикл обращения с отходами и современные технологии, исключающие негативное воздействие на окружающую среду.
Хуторяне не поверили и стали убеждать администрацию, что строить мусороперерабатывающий комплекс вблизи Весёлого неблагоразумно.
Домашний «митинг»
Сегодня еще не завершена первая очередь строительства МЭОКа — сделать это «Чистый город» планирует к концу года. Но мусор везут с мая.
— Через неделю-две вышли на 500 машин в сутки. Откуда мы это знаем? Устроили пост на повороте и стали считать машины днем и ночью — сколько мусоровозов приезжает в сутки, — говорит Запорожцев.
— В пандемию хуторян посадили на карантин, а стройка пошла полным ходом, — рассказывает местный житель Дмитрий Карейша. — Всё, что мы могли сделать, — это протестовать, не выходя из дома.
На заборах начали появляться баннеры: «Мы против мусорного полигона!», «Наши родные защищали землю не для мусорного полигона вблизи х. Весёлый», «Мы против свалки!».
Плакаты получились разные: некоторые изготовили на заказ, другие распечатали на принтере, третьи нарисовали мелом на заборе. Таких надписей на улицах хутора больше сотни. Плакаты висят до сих пор.
— Неподалеку от того участка был родник. Он высох. Ему было больше 100 лет, он пережил войну. Зарегистрирован, как полагается. У нас в хуторе с водой проблемы, особенно летом. Люди набирали там, готовили еду, даже закрутки, — рассказывает Запорожцев.
— Построили такой комплекс! Всё, как обещали. Высокотехнологичный, как в Швеции, — интригуют местные жители.
Корреспондент 161.RU побывал на стройке. На участке уже стоит ангар из профлиста, лежат бетонные плиты, рабочие прокладывают трубы. Рядом со стройкой возвышается огромная серая свалка, над которой кишат чайки.
— Я люблю фотографировать природу, — иронизирует хуторянин Дмитрий Становов. — Раньше приходил сюда делать снимки: колосья, закат солнца. Теперь хожу чаек фоткать. И свалку. А иногда никуда не надо идти: выходишь в свой огород, а чайки клюют урожай. Кидаешься, распугиваешь…
По словам фермеров, за полгода чайки облюбовали и прилегающие земли. Кто теперь решится засеивать эти поля, в хуторе не знают. Помимо птиц, расплодились крысы.
Экспертизы
Комиссия государственной экспертизы решила, что проектная документация Мясниковского МЭОКа соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством. Государственные эксперты сочли, что воздействие, которое комплекс окажет на окружающую среду, допустимо.
В перечне уведомлений о результатах проведения государственной экологической экспертизы значится приказ № 722 от 15 ноября 2019 года, выданный Росприроднадзором. 161.RU ознакомился с документом. В нем говорится о том, что заключение госэкспертизы нужно утвердить на 15 лет.
Жители Весёлого заказали свою экспертизу — в экологической организации «Живая планета». Ученые исследовали землю: участок ровный, поверхностные водные объекты отсутствуют, подземные воды проходят глубже 5 метров, поверхность сложена суглинками, ближайшие дома находятся в 2 километрах, аэропорт — в 15 километрах. То есть земля, выкупленная «Чистым городом», формально отвечает нормативным требованиям к участку для полигона ТКО.
Однако экологи сочли, что проект МЭОКа «содержит грубые технические ошибки, исключающие безопасную эксплуатацию на заявленном сроке эксплуатации». При этом не детализировали, о каких нарушениях идет речь.
В заключении эксперты сделали вывод, что проект МЭОКа заточен на интересы «заказчиков и исполнителей МЭОК, без ориентира на сохранение благоприятной экологической среды для местного населения и долгосрочной перспективы развития региона».
Согласно экспертизе «Живой планеты», ежегодно комплекс будет принимать около 800 тысяч тонн отходов. В «Чистом городе» с этими цифрами согласились.
Суд отказался принять выводы негосударственной экспертизы, оперируя тем, они поступили после проведения госэкспертизы.
Земли
Летом активисты организации «Живая планета» через суд потребовали отменить перевод 98 гектаров из земель сельскохозяйственного назначения в промышленные, а также вернуть сельхозстатус 286 прилегающим гектарам, которые стали санитарной зоной МЭОК. Суд удовлетворил иск частично.
О том, что участки были переведены незаконно, местные жители и экологи говорили давно. Суд признал, что районные депутаты допустили нарушения, и постановил, что «каждый из земельных участков обозначен частично как к землям промышленности <…>, частично — к землям сельскохозяйственного назначения», что недопустимо, поскольку создает «взаимоисключающие правила использования земли».
— Суд признал, что земли были переведены с огромнейшими нарушениями. Но сделал это очень интересным образом: земли вокруг МЭОКа перевели неправильно, а сам участок под МЭОК, который перевели точно таким же способом, — правильно. Нам с этим иском затягивали как могли. 11 заседаний, 13 томов дела… Но были настолько грубые нарушения, что игнорировать их было невозможно, — заявила Оксана Локтионова, жительница хутора Весёлого.
Исчезновение санитарно-защитной зоны не помешало строительству МЭОКа. 98 гектаров под полигоном так и остались землями промышленного назначения.
После публикации материала в «Чистом городе» заявили, что установление границ санитарно-защитной зоны не связано с территориальным планирование, не относится к полномочиям местного самоуправления и не являлось предметом судебного разбирательства. В компании уточнили, что санитарнуют зону в апреле 2020 года определил Роспотребнадзор. При этом санзона находится на окрущающих полигон участках — тех, которые были возвращены в сельхозоборот.
Думают своим размером
Тем временем «Чистый город» почти закончил строительство подъездной дороги к МЭОКу. До сдачи объекта в эксплуатацию осталось укрепить обочину, установить дорожные знаки и нанести разметку. Минимальное расстояние от дороги до ближайшего хуторского дома — 680 метров. Полностью строительство комплекса завершится в 2022 году.
На самом объекте построили ангар — здесь монтируют оборудование, которое будет сортировать и прессовать отходы. Часть отправят на переработку, часть отправится на полигон. Последнюю категорию гендиректор ГК «Чистый город» Элла Кузьмина называет «неутильными хвостами».
При посещении МЭОК с журналистами гендиректор отметила, что таких «хвостов» будет примерно 60% от общего числа привозимого мусора. После публикации в «Чистом городе», наоборот, заявили, что «на переработку будет направляться свыше 50% отходов».
— Абсолютно безотходного производства не существует. У нас всё по технологии. Мы сами торопимся со строительством, нам отходы складировать некуда. Им [местным жителям] эта [стройка] не интересна. Им интересно вон то [полигон]. А мне вот это неинтересно. Мне интересно вот это [стройка]. Они не понимают. Думают только каким-то размером своим. А вы подумайте о том, что касается жителей мегаполиса, Ростова. Куда [девать отходы]?
161.RU спросил у гендиректора, верны ли подсчеты местных жителей. По словам Кузьминой, «Чистый город» располагает 180 мусоровозами. В день они могут делать два рейса, но с точки зрения логистики это невыгодно. Обычно машины просто перегружают.
— Площадку временного накопления отходов мы не отрицаем. Но она временная, — утверждает гендиректор Кузьмина, по словам которой мусор оттуда начнут перезахоранивать по новым нормам уже в 2021 году.
Местные активисты со словами бизнесвумен спорят — они каждый день смотрят на чаек и верят, что нет ничего более постоянного, чем временное.
После публикации материала в «Чистом городе» уточнили, что площадка временного накопления (ПВН) построена на водонепроницаемом и противофильтрационном экране, которые препятствует попаданию отравляющих веществ в почву, а создание ПВН до открытия полигона потребовалось «для недопущения мусорного коллапса».
— [МЭОК] будет включать современный автоматизированный мусоросортировочный комплекс, площадку биокомпостирования, полигон ТКО, оборудование для утилизации крупногабаритных отходов. Первые два этапа МЭОКа — хоззона и карта полигона — уже возведены. Объем инвестиций в первые этапы составил порядка 500 миллионов рублей, в весь комплекс — превысит 3 миллиарда рублей. Компания возводит объект на собственные средства, — отметила Элла Кузьмина в ответ на публикацию 161.RU.