Несколько дней в одном из ростовских книжных магазинов товар отдавали с 70-процентной скидкой. Заместитель главного редактора 161.RU Марина Рыбалкина заглянула на распродажу, постояла в гигантской очереди и рассуждает, как мы оказались в точке, когда несколько сотен рублей за книгу стало выгодным предложением.
Я зашла в книжный на разведку, а вышла с двумя книгами, подавив желание скупить полмагазина, просто потому что бумажная литература в кои-то веки перестала стоить как квадратный метр в центре Ростова. Вместо полной стоимости в полторы тысячи рублей отдала меньше пятисот за твердый переплет.
На кассе простояла 10 минут и решила зайти еще и на следующий день. Оказалось, что те десять минут были чудом, потому что когда я вернулась днем позже, то увидела у касс плотную змеящуюся вдоль рядов очередь. Человек пятьдесят, наверное. У одних — по стопке книг в руках, у других — набитые корзинки под ногами.
Прорвавшись на второй этаж сквозь этого уробороса, я взяла несколько книг и спустилась к кассам. Но постояв минут 15 и поняв, что очередь почти не шевелится, оставила книги и ушла. Бог с ними, со скидками, переживу. Но из любопытства зашла потом еще пару раз — посмотреть, насколько многочисленна очередь. Посмотрела — там все так же, только новые люди с новыми стопками.
Больше всего брали художественную литературу. Всю зарубежную фантастику выгребли до пустых полок. Проплешинами покрылся отдел современной прозы и классики. Другие книги тоже брали, но, по моим наблюдениям, меньше. Кстати, около половины покупателей — это ребята до 25 лет. Очевидную вещь скажу, но в распродажные дни она подтвердилась — это не люди перестали читать, это цены на книги стали обжигающими.
Подслушала диалог молодой пары с кипами книг в руках.
— Сколько нам понадобится пакетов?
— Четыре точно.
— Сумму подсчитал?
— На 2800 выходит.
Что такое 2800 рублей за большую стопку новых книг — это, считайте, даром.
Приходишь в магазин, смотришь на ценник (пятьсот рублей за мягкий переплет и «газетные» странички — простите, сколько?), чувствуешь, как начинает душить жаба, и покупаешь книгу в электронном виде. Или не покупаешь — виртуальный вариант бывает не намного дешевле физического. И новая книга становится все менее доступной вещью — конечно, не из разряда люкса, но уже триста раз подумаешь, брать или не брать условного Брэдбери.
Мы до сих пор любим читать. Нам все еще интересны труды Проппа и Лотмана, «Великий Гэтсби» и «Фауст», история казанского ханства и исторические мемуары. Просто снизьте цену. Но ведь этого не будет — не понаслышке знаю, что даже закупочные цены на книги порой поражают воображение. Что уж говорить о розничных.
Согласны с автором?