Если подойти к этой «сталинке» в Соборном переулке, открыть металлическую дверь под вывеской «Ростовской водоканалпроект» и случайно подняться в лифте на пятый этаж, то можно сильно удивиться. Хотя на входе охранник предупреждает:
— Вы в музей? Дверь заметите. Тут одна такая красивая.
Внучка поденщицы
Входная группа действительно хороша: прикасаешься к старинной латунной фигурке на темно-зеленой двери и понимаешь, что музей начинается с этой самой ручки.
Как говорит Наталья Михайловская, ее музей антиквариата «Русские сезоны» — первый частный как минимум в Ростове. Возможно, и на всём юге страны. Она утверждает, что ничего подобного не видела.
Это музей-квартира, где каждое помещение плотно заставлено старинной мебелью. Есть прихожая, гостиная, спальный будуар и столовая зона. Раньше был офис, но теперь о современности напоминают только пластиковые окна и кондиционер.
Первые минуты ощущаешь себя будто в другом мире. Глаза разбегаются от того, как много можно и хочется сфотографировать: инкрустированный перламутром гарнитур, зеркало в тяжелой резной раме, оригинальные дореволюционные фото или старинное женское белье, которое выглядит как вполне себе целомудренное современное легкое платье. Оглядываешься в легком ступоре, пока Наталья не усадит пить чай.
— Я поняла, что есть две категории людей. Одни заходят и сразу начинают всё фотографировать как сумасшедшие. Другие впадают в коматозное состояние и не видят ничего. Я поняла, что надо сначала рассаживать за стол, чтобы люди пришли в чувство и привыкли к обстановке, — рассказывает владелица музея.
Чаепитие в «Русских сезонах» — тоже особенный ритуал. К чашечке ароматного напитка предложат рюмочку мадеры, варенье с инжиром и подадут в красивом фарфоре. Наталья Михайловская печет сама и часто предлагает свою выпечку гостям. Музей работает всего полгода, но кажется, будто ты в давно обжитой квартире.
— Мы открылись в июне, а потом вот этот «Вагнер» всё он нам спутал. Нет, вера [в успешность музея] в нас не угасла, но как-то так, немножечко... пошатнулась. А сейчас как-то всё равно, знаете, люди приходят, узнают.
Михайловская уверена, что многим сейчас это нужно — просто попить чай с домашней выпечкой на сливочном масле под хорошую музыку, прислушаться к скрипу старинного паркета и долго всматриваться в детали. А деталей много.
— Я поняла, что людям это нужно в такое непростое время, это востребовано оказалось. Люди приходят и, знаете, зависают.
Обстановка в квартире-музее к этому располагает.
Как возникла идея создать такое место, ростовчанка сначала смущается рассказывать: говорит, когда часто описываешь, история всё больше кажется выдумкой.
— В 90-е годы я была безработной. Маме пенсию не платили. Нищета была… У меня двое сыновей. И мне снится сон: примерно такое помещение с именно такой антикварной мебелью, люстрой тоже, — вспоминает Михайловская. — Хотя я такой мебели не видела, не было ее в нашем окружении. Потом я спускаюсь к маме и говорю: «Знаешь, мне такой сон приснился, а я там еще в каком-то норковом манто…» Она говорит: «Наташа, это такой сон хороший, такой хороший!»
Потом дела Натальи действительно пошли в гору: бизнес, кафе, антикварный магазин. И вот, когда просто торговать старинными вещами надоело, Михайловская решила, что настало время осуществить мечту. Сначала хотела открыть музей в коммунальной квартире, но побоялась, что соседям в жилом доме идея придется не по душе. Потом невестка подсказала ей, что под музей можно взять офисное помещение.
В здании на Соборном, помимо музея, ростовчанка владеет вторым помещением — со сценой и большим столом. Там проводят лекции, собрания клуба искусств и другие встречи. Окна и там, и тут выходят на Ростовский кафедральный собор.
«Я просто люблю интерьер. Люблю мебель таскать туда-сюда. У меня это получается»
При этом ростовчанка не пытается присвоить чужую историю. Михайловская — внучка простых рабочих и не стесняется этого. Происхождение не мешает ей ценить и сохранять дореволюционную роскошь.
— Дворян было 2–3% в России, но сейчас всё оттуда, — усмехается владелица музея. — А я всегда рассказываю, что у меня бабушка Василиса Фимоновна была рабочей-поденщицей. Ну вот откуда это у меня?
Коллекция музея — вещи Михайловской, накопленные за всю жизнь, и то, что переехало из ее антикварной лавки.
Гарнитур для жены Черчилля?
Одна из центральных композиций в квартире — мебельный гарнитур XIX века производства петербургской фабрики Мельцера. В 1902 году его привез нахичеванский ювелир — дедушка ростовчанки Людмилы Владимировны, которая передала эту мебель Наталье Михайловской.
— Когда в 1945 году в Ростов приехала Клементина Черчилль, она привезла оборудование для двух госпиталей. Ее устроили в гостинице. И так как Ростов был в развалинах, а Нахичевань сохранилась, то бросили клич собрать мебель для английской делегации. И вот дедушка под расписку отдал этот гарнитур. Я уж не знаю, спала ли Клементина на этой кровати… Но есть такой факт. После этого ему вернули эту спальню и подарили серебряный чайник, — показывает Наталья Михайловна еще одну ценность музея. — И молочник в качестве вознаграждения.
Подобный гарнитур есть еще в Санкт-Петербургском музее Кирова, но ростовский, по ее словам, «интереснее» — он с узором из разных пород дерева и перламутра.
Еще одна уникальная вещь в музее — фарфоровая фигурка с детьми, которые катают пасхальные яйца. Сохранившееся цельное изделие, сделанное в 1880 году, практически нигде не встретишь, разве что в Эрмитаже.
Фарфора вообще много: особенно кузнецовского. Кузнецову принадлежало одно из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX веков.
Наталья Михайловна очень гордится коллекцией предметов для театра: веерами, биноклем и карне — специальной книжечкой для записи танцев. А выставленная в спальной зоне одежда — шляпа, платья — принадлежали ученице Смольного института.
Всё это приносили и до сих пор приносят ростовчане. Наталья Михайловна покупает за хорошие деньги, а потом сама же реставрирует. Женщина утверждает, что в Ростове очень легко продать не тому: в тех же лавках на Станиславского часто обманывают. Например, принимают серебряную посуду как мельхиоровую.
— А потом приходят ко мне, говорят: «Да это вот мельхиоровые ложечки, возьмите». Я отвечаю: «Так это ж серебро!» И так удивляются. Ну вот, какой-то кодекс чести [у владельцев магазинов] же должен быть.
Сейчас в «Русские сезоны» можно попасть напрямую или с экскурсией с гидом. Все экскурсии проводят с чаепитием. Экскурсии от Натальи Михайловны не имеют постоянного расписания — о времени нужно заранее договариваться в социальных сетях музея. Перед Новым годом в музее проведут лекции «Новогодние истории»: 22 декабря в 19:00 и 23 декабря в 15:00.