Донские театры провели 5 месяцев за закрытым занавесом. Труппы ожили лишь в августе, когда власти разрешили театрам и филармониям открыться с началом осени. 161.RU поговорил с руководителями театров Ростова, чтобы выяснить, во сколько обошлась коронавирусная пауза и с каким настроением коллективы подходят к новому сезону.
Кульпросвет по рецепту
— Обязательно возьмите с собой маски. У нас с этим строго. И температуру на входе меряют, — просит нас пресс-секретарь Музыкального театра.
В «белый рояль» на Большой Садовой иначе не зайти. Зритель забыл маску дома — её выдадут на месте бесплатно. На входе также проверят температуру: если она окажется выше 37,2 градуса, не пустят даже до вешалки. Приболевшему предложат замену билета — он сам сможет выбрать спектакль и дату.
После всех процедур попадаем внутрь. На большой сцене уже собралось под сотню артистов: идет прогон «Концерта на бис» с участием солистов оперы, танцовщиков и симфонического оркестра. Артисты давно не встречались вот так — очно, в полном составе, без «зумов» и мессенджеров. Репетиций в масках в прошлых сезонах у них точно не было.
— Соберите ноги ближе! Еще ближе! — требует главный режиссер Павел Сорокин во время прогона. — Когда будет тишина, тогда, может быть, мы начнем. Еще нет тишины.
По словам заместителя генерального директора Музыкального театра Натальи Самоходкиной, в мае, когда режим самоизоляции смягчили, артисты смогли ходить на работу небольшими группами. Так они поддерживали форму.
— Это большой стресс — долго не выходить на сцену. Сложнее всего всего пришлось артистам балета, ведь они не могут заниматься дома. Балетная труппа оказалась полностью выключенной из процесса на два месяца, — вспоминает Самоходкина.
Антипривилегия: первые с конца
Непродовольственные магазины в Ростовской области заработали в начале лета, залы ресторанов открылись 10 августа. Театры выходят с карантина в числе последних. Директор Ростовского академического молодежного театра Карина Сердюченко считает это большой несправедливостью.
— Ситуация, когда театр молчит и днем, и ночью, зловещая. Мы первыми приостановили деятельность и теперь последними включаемся в работу. При этом люди не прекращали, например, ездить в общественном транспорте, где крайне трудно соблюдать дистанцию, — сетует Сердюченко.
Труднее всего пришлось частным театрам, которые живут за свой счет. Пример — театр «Человек в кубе».
— Выводов после ограничений нет — есть много проблем, в том числе финансовых. Традиционно мы работаем весь июль, а в отпуск уходим только на август. Фактически у нас украли четыре месяца работы. Я считаю, что театры в принципе не нужно было закрывать. Это была абсолютно бессмысленная мера, — считает режиссер Катерина Рындина.
Государственный Музыкальный театр — на другой стороне. Около тысячи его сотрудников исправно получали зарплату в изоляции. По словам Самоходкиной, даже если театрам разрешили бы открыться 1 августа, Музыкальный не стал бы: многие зрители всё равно в это время в отпусках.
— Конечно, были возвраты билетов. Но в большинстве у нас очень преданные зрители. Нам писали трогательные письма, мол, билеты лежат в шкатулочке, ждут своего часа. Во вторую волну коронавируса и повторное закрытие верить не хочется. Но после того что мы пережили, нам ничего не страшно, — смеется директор Музыкального театра.
Убыток — несколько «двушек» в Ростове
Пандемия сократила заработок ростовских артистов. Билеты в Молодежный театр часто разлетались за неделю до спектакля. Сердюченко отметила, что господдержки властей Ростовской области недостаточно, чтобы покрыть все расходы — на зарплаты театр зарабатывает сам.
— За время коронавирусных ограничений мы потеряли около 20 миллионов рублей. Для нас это значительная и ощутимая сумма: это и премии артистам, и траты на новые постановки и технику. Зарплаты в полном объеме платить пока не получается. Уверена, что до конца года мы точно не покроем убытки, — признает Сердюченко.
Она считает, что ростовчане не скоро вернутся в театры. По самому позитивному прогнозу театральных менеджеров, к допандемийному режиму удастся прийти только во втором полугодии 2021-го.
У частного театра «Человека в кубе» компактная труппа из 12 человек. Но даже такому коллективу не получалось платить каждый месяц.
— Никто за это время от нас не ушел, да и уходить некуда — разве что в доставку «Яндекса», — иронизирует Рындина.
Новые правила вынудили театр сократить число мест в без того маленьком зале — до 25. Рындина уверена: даже это не защитит от коронавируса, ведь люди добираются на спектакли в автобусах, «где все сидят друг у друга на коленях».
Инди-театр принял удар
Юрий Муравицкий, многолетний худрук частного «Театра 18+», уверен, что посещаемость театров зависит не от коронавируса, а от качества репертуара.
— Ситуация изменится, когда театры перестанут впаривать людям ширпотреб. Пока же ростовчане воспринимают театры как нечто необязательное: можно пойти, а можно не пойти, — считает Муравицкий. — Театр стал почти как аквапарк, <...> а он должен быть для зрителя своеобразной терапией и помочь ему понять, что происходит с ним и окружающими. Когда человек знает, что может пропустить что-то важное, он готов рискнуть, надеть маску и прийти на спектакль.
«Театр 18+» объявил о закрытии в конце июня. Он перестал работать как постоянная площадка. Театр не выдержал коронавирусных ограничений: из-за отсутствия зрителей было нечем платить артистам и готовить новые спектакли. Муравицкий отмечал, что создание одной постановки обходится в среднем в 600 тысяч рублей. Его коллега Наталья Самоходкина верит, что вольнолюбивый «Театр 18+» обязательно переродится:
— Артисты всегда ищут что-то новое, чтобы по-другому раскрыться, примерить нестандартные для себя образы. Творческая инициатива рано или поздно приведет к тому, что в Ростове появится новый частный проект. В академических театрах не хватает остроты, артистам ее явно не хватает.
«Театр 18+» принес области первую за много лет престижную премию «Золотая маска», когда поставил «веселый спектакль о смерти» — «Волшебную страну». Он победил в номинации «Эксперимент», но даже заслуги не помогли получить поддержку от областного Минкультуры.
В конце июня в министерстве сообщили о том, что «Театр 18+» продолжит работу без Муравицкого. Бывший худрук не смог выяснить, почему официальное сообщение о закрытии интерпретировали именно так. Узнать, что случилось, попытался и корреспондент 161.RU: в приемной Минкультуры отказались обсудить ситуацию по телефону, лишь уточнив, что никакой ошибки в тексте на сайте нет.
Весной театр собирал деньги от неравнодушных ростовчан на постановку оперы «Это любовь». Ее планируют выпустить офлайн — «как только это станет возможным».
— К сожалению, проект заморожен. У меня слишком плотный график. Я не отказываюсь от работы над оперой, но когда мы сможем к ней приступить — загадывать не берусь, — сказал Муравицкий.
Осторожные планы
Новый театральный сезон Музыкальный театр открывает «Концертом на бис», а 25 сентября состоится премьера балета «Спартак». Молодежному театру пришлось перенести премьеру «Старушки на миллион» на март 2021 года. После вынужденного перерыва сцена на площади Свободы покажет хиты — например, «Господина Ибрагима» на малом зале. Театр драмы имени Горького готовится к фестивалю «Завтра была война», который пройдет со 2 по 9 октября.
Главный режиссер театра Горького Геннадий Шапошников рассказал о спектакле «Пиковая дама» по Пушкину. Подготовка к нему шла в режиме онлайн. Премьеру решили отложить на весну 2021 года. До конца 2020-го в «тракторе» покажут сразу три новых спекткля — «Волки и овцы», «Приличные девушки», «Последний пылкий влюбленный». А «Человек в кубе» в конце августа уже представил новую постановку «Маска красной смерти».