В конце ноября в России вышел сборник стихов лидера немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна Messer. Оформлением книги занимался художник из Ростова Дэн Зозуля. Мы поговорили с ним и выяснили, как Дэн познакомился с культовыми немецкими рокерами, над какими проектами работает сейчас и почему его выставки не принимает ни один музей в городе.
Работа с Rammstein
30 ноября в России вышла книга Тилля Линдеманна Messer («Нож»). Это сборник ранних стихотворений лидера немецкой группы. Заняться ее оформлением предложили 29-летнему Дэну Зозуле.
― Мы познакомились с Тиллем в 2016 году на закрытом мероприятии после презентации их нового альбома. У меня с собой была папка с работами. Я передал ее Линдеманну со словами: «Посмотрите, вам понравится». Я был прав — понравилось, — улыбается Зозуля.
Линдеманн начал рассказывать о своем новом знакомом друзьям. В итоге Зозуле предложили оформить обложку российского издания биографии клавишника Rammstein Кристиана Флаке Лоуренца (Christian Flake Lorenz).
― Всю работу сделали за неделю. Европейцы работают вдумчиво и долго, а мы — вдумчиво и быстро, — говорит Зозуля, — Флаке потом написал, что ему понравилось, зашло: «Автор понял мою задумку».
Вопрос об оформлении Messer встал год назад. И в течение этого времени шел обмен идеями, эскизами с издательством и Тиллем.
― Лично встречались и работали удаленно. Было легко. Я прислал первую партию рисунков и получил в ответ: «Класс, скинь еще». Сразу стало понятно, что мы на одной волне, на полном доверии и с ним, и со всей командой. Из более 200 рисунков в книгу вошли 26–30 моих иллюстраций, — добавил он.
Существует миф, что страницы сборника Тилль окропил собственной кровью. Так вот это не миф — кровь на страницах книги настоящая и принадлежит Линдманну. Произошло это так.
― Час ночи, отель. Тилль порезал себе руку и заляпал страницы. Мы сразу их отсканировали. Кровь оказалась на рабочих макетах, превьюшках, стенах и полу. Крови много, но обошлось без скорой. Это большая удача — работать с таким человеком. По Тиллю видно, что ему в рабочем процессе интересно всё до мельчайших деталей, — делится художник.
Месяц после после работы над этим проектом Дэн ничего не рисовал. По его словам, очень сложно выходить из погружения в такую работу.
― Messer — самый интересный проект, над которым я работал. Удивительно: ты встречаешь людей, чьи плакаты висели у тебя в комнате много лет назад, и можешь их обнять. Мы планируем и дальше совместную работу, — добавил Дэн.
До Messer
Дэн рисует с детства. Но только в 27 лет понял, что может заниматься творчеством и при этом быть успешным.
― Я учился в архитектурной академии, но с самого начала понимал, что не буду этим заниматься. Архитектурка — хорошая основа, если планируешь вести свою жизнь в креативном ключе. Это философская и эстетическая база, знания, это определенный образ мышления от идеи до реализации. А потом можно получить и другое образование, — советует Зозуля.
Свое первое дело он открыл на третьем курсе — это была студия дизайна интерьера. После нее Дэн и его друг открыли SMM-студию. Было еще несколько успешных предприятий, но через несколько лет после старта Дэн их сворачивал или уходил — становилось неинтересно.
― Ты понимаешь, что бизнес хоть и хорошо развивается, но суть его не меняется — ты по-прежнему создаешь и будешь создавать интерьеры. Два года назад я закрыл последнюю фирму, заперся в мастерской и рисовал, — делится Зозуля.
Последние два года, которые Дэн занимался исключительно рисованием, для него оказались тяжелыми, но «это того стоило». По словам художника, теперь благодаря Messer он может назвать себя коммерческим художником.
― Я только начал. Я занимаюсь не искусством, а качественным ремеслом. Не знаю, через сколько надоест — эмоционально мне сейчас комфортно. Лет через пять, наверно, начну думать об уходе в полноценное искусство. Буду делать и продавать идеологически подшитые полотна, — предполагает Зозуля.
Чан с китчем
Его работы можно назвать вызывающими, провокационными. Дэн шутит, что в детстве его уронили в котел с китчем:
― Мне говорят: «Зачем показываешь то, что тебе не нравится? Ты популяризируешь грязь и потребительство». И только несколько человек скажут: «Как классно ты это проиллюстрировал». Я впитываю всю пакость, и мне надо ее возвращать. Чтоб уничтожить что-то, необходимо проникнуть внутрь. Злость у меня вызывают только те, кто делает так, как показываю я. Простите, сами виноваты!
Себя Зозуля называет воинствующим антинационалистом красоты. В видео, которое когда-то заблокировала прокуратура, он говорит о фашизме красоты и геноциде индивидуальности. О чем это, объясняет так:
― Нас встречают по одежке и провожают по одежке. Если ты хорошо и дорого выглядишь, то будешь выгодным приятелем. В противном случае приходится тяжело. Я всегда на себе это чувствовал. Тех, кто не попадает в современные тенденции красоты, притесняют. Я отношу себя к тем, кто вырос из притесняемых и не стал притесняющим. Красота — это гармония.
Власть и искусство
По словам художника, он постоянно ощущает давление со стороны людей у власти. Ему сейчас закрыт доступ ко всем муниципальным площадкам. А началось всё в 2012 году с выставки, проходившей в только открывшемся Creative Space.
― Чтоб как-то раскрутить площадку, получить поддержку властей, туда пригласили чиновников. На выставку пришли люди из Минкульта, сильно разозлились на что-то. После этого мне, как художнику, закрыли в регионе все муниципальные пространства. Зато в европейском туре я распродал все полотна, — рассказал Зозуля.
Такая ситуация его только радует, дискомфорта художник не испытывает — ему достаточно коммерческих площадок и выставок за пределами СНГ. Цели «легализовать себя как искусство» через музеи Зозуля не ставит.
Вторая стычка с властями связана с видео «Монолог о потребительском обществе», которое вышло на YouTube год назад. На кадрах — стены, по которым стекает кровь, на фоне которых Дэн отрезает и ест собственную руку.
— Меня задела ситуация, когда в Москве за какими-то дорогими кроссовками выстроилась очередь. Захотелось высказаться. Ролик получился ужасного качества, но он набрал 1,5 миллиона просмотров, — поделился художник.
Результат: канал закрыли, видео удалили, а Зозулю вызвали в прокуратуру. Оштрафовали на 1200 рублей за пропаганду насилия и гомосексуализма, которой, по словам Дэна, там нет.
— Видео залил снова, сейчас оно набрало 200 просмотров. Мне могло быть обидно, если бы была цель раскрутиться или продавать рекламу. А так я рад, что смог задеть таким образом хоть какие-то ниточки, — считает Дэн.
Страшный мир и собственный сериал
Сейчас Зозуля работает над другими проектами. В следующем году он планирует выпустить на YouTube своеобразное шоу.
― В нем я ставлю странные декорации, учу людей, как красить валиком жопы в синий цвет. А уборщик у меня — Покрас Лампас. Есть сценарий, уже сняли две сцены для первого выпуска. Если людям понравится, то будет продолжение, сериал, — делится автор идеи.
Параллельно он хочет создать квест, который одновременно бы существовал в реальности и виртуальном мире.
― Это будет мой страшный мирок, который прокачу по стране. Я хочу погрузить людей в мир моих кошмаров. Выглядеть это будет так: гуляешь по пространству в очках со звуковым сопровождением. Для интерактива отснимем актеров. Будет несколько веток сюжета, которые развиваются в зависимости от действий человека, — описывает задумку художник.
Работа над проектом начнется в середине января, а запустят его при самом лучшем раскладе в сентябре 2019 года.
― Обычно получается дольше, чем планируешь. До меня такого никто не делал. Там много технических заморочек. Кто-то заявил, что это вообще невозможно сделать. Те, с кем я работаю, сказали, что это сделать можно, но очень сложно. А я ищу тех, кто скажет «возможно и просто». Сложности связаны и с финансированием, а также с плотным графиком задействованных людей, — сетует Зозуля.
Где лучше
Зозуля родился и вырос в Ростове. Но к своим 29 годам он успел побывать в 120 городах России, в Европе и пожить в США. При этом художник сейчас живет в донской столице. Говорит, что не нашел еще города, в который хотел бы переехать, поэтому остается в Ростове.
― Везде одинаково. Если тебе хорошо здесь, то будет хорошо в любой точке мира. Всем, кому кажется, что ему город чего-то недодает, советую переехать на время в Москву. Там получишь по щам, поймешь, что ты никто и что таких людей — миллионы. Тогда начнешь хорошо работать, — уверен художник.
По словам Дэна, Ростов — это прежде всего красивые мужчины и женщины.
— Нужно поездить везде, чтоб понять, насколько у нас красивые люди. Я имею в виду не трендовость красоты, когда каждая девушка мечтает о широких бровях, а природную красоту. А еще наш город — это тепло и шаурма. А главное отличие Ростова от других городов — здесь родился Дэн Зозуля, — заключил художник.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во ВКонтакте, Facebook и Одноклассники, а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–918–50–50–161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303–06–14.