
Массовые обыски по местам работы и жительства сотрудников полиции прошли 11 апреля 2023 года. Расследование длилось больше года
Резонансное дело об организованном преступном сообществе в ростовской полиции расследовали больше года. Среди обвиняемых есть как сотрудники внутренних органов, так и местные жители. Почти пять десятков ростовских силовиков обвинили в крупных взятках. Почему дело раздробили на несколько частей? По мнению адвоката, защищающего сотрудника органов, чтобы посадить всех по самой громкой статье.
Сейчас подзащитный Владимира Чеснокова, как и многие другие, по его мнению, могут попасть под ст. 210 УК РФ. Это создание преступного сообщества и участие в нем. Наказание по серьезной статье немаленькое — до 20 лет лишения свободы. Изначально эта статья предназначалась для борьбы с организованными преступными группировками и их главарями. Чесноков уверен, что следователи нарушают права на защиту большинства из задержанных сотрудников органов.
— Ввиду того, что в деле по ОПС много участников, потенциально возникают трудности с проведением процесса. Судебное следствие при таких обстоятельствах может затянуться на годы. Как вариант для следствия — раздробить данное общее уголовное дело по эпизодам и по отдельности осудить, — утверждает председатель коллегии адвокатов «Закон и справедливость» Владимир Чесноков. — При этом уже создается определенная судебная практика обвинительного уклона, где будут вынесены соответствующие приговоры. При таком формате рассмотрения общего дела нарушены будут конституционные права подсудимых на доступ к правосудию и возможность подсудимых участвовать непосредственно в полном процессе, чтобы оспаривать действия стороны обвинения.
Адвокат уверен, что многие подсудимые, которых объединило между собой преступное сообщество, не могли знать о деятельности друг друга: чем они занимаются, какие действия они совершают.

Адвокат уверен, что нельзя всех судить по «удобной» статье, так как в материалах дела доказательная база не может полностью соответствовать критериям определенной статьи
— Они не пересекались по службе, не подчинялись друг другу, поэтому не могли быть осведомлены о действиях каждого. Поэтому, для того чтобы права подсудимых были защищены, существует ст. 240 УПК РФ «Непосредственность и устность». Как итог, дело расследовалось в отношении всех, а в суды могут отправить разными частями. В этом и нестыковка, — говорит Владимир Чесноков.
По мнению адвоката, дело об ОПС, связанное с полицейскими, должно квалифицироваться в соответствии с конкретными требованиями и процессуальными нормами 10-го пленума Верховного суда. Сейчас фигурантам вменяется «Преступное сообщество» — ст. 210 УК РФ.
— Оно квалифицируется по определенным признакам. В пленуме прописаны все нормы и требования для квалификации преступления по ст. 210 УК РФ. Именно на этих моментах у следствия возникнут основные процессуальные разногласия с действующим законом. А статья эта цементирует всех и вся, — поясняет адвокат.

Основная задача — защита. Защищать своих доверителей — это правильное применение уголовного закона в отношении подзащитных.
Он поясняет: дела дробят и направляют в разные суды, чтобы у судов не было препятствий беспроблемно осудить по статье 210. Он уверен, что дела валятся, несмотря на то что силовиков изначально задержали из-за крупных взяток. Адвокат объясняет: 210-я статья делает все преступления общими.
Чесноков уверен, что следователи нарушают права на защиту большинства из задержанных сотрудников органов. Сейчас все они находятся в СИЗО Ставропольского края. Судить их должны по месту совершения преступления. Но и тут есть нюанс. Прокуратура может направить в другой регион, чтобы не было взаимосвязи, предвзятости и прочее.
Адвокат считает: суд над силовиками будет максимально интересным, но предполагает, что не все еще понимают, какие тонкости процесса могут помешать защите реализовать и выстроить концепцию.
Полное интервью ростовского адвоката мы публиковали ранее.