В Ростове возбудили уголовное дело о пытках в межобластной тюремной больнице МОТБ-19 — пока в отношении неустановленных лиц. Следователи изучат материалы с 1 января 2018 года по 8 января 2020-го. Постановление о возбуждении уголовного дела есть в распоряжении редакции 161.RU.
По закону привязывать пациентов психиатрического отделения можно не дольше, чем на два часа. По версии следствия, в тюремной больнице это время превысили.
Это уже второе дело о пытках в ростовской тюремной больнице. В первом деле пострадавшими стали пациенты, которых связывали в 2020 году. В ходе следствия заключенные, врачи и другие сотрудники МОТБ-19 признались, что система длительных связываний в больнице работала с 2018 года. Заключенных держали привязанными так долго, что у них появлялись пролежни.
В психиатрическое отделение межобластной тюремной больницы МОТБ-19 присылали тех, кто конфликтовал с сотрудниками ФСИН, утверждали экс-пациенты следствию. Многих привязывали к кроватям на недели и месяцы, заключенных накачивали галоперидолом, не водили в туалет, почти не кормили. Редакция 161.RU публиковала расследование о внутреннем устройстве психиатрического отделения МОТБ-19.
Только за 2020 год в отделении скончался как минимум 21 пациент, пока там действовала система связываний, а сильнодействующие препараты применяли не по назначению врачей, а по приказу оперотдела. Самому молодому погибшему было 38 лет.
Суд установил, что систему курировал бывший начальник по безопасности и оперативной работе больницы Александр Лях. Ему подчинялись «санитары» — заключенные, по приказу оперотдела связывавшие других пациентов. Психиатры при этом закрывали глаза на нарушения и фабриковали документы — делали пометки в медкартах, что пациенты привязаны к кроватям на положенный срок. Поначалу на допросах они утверждали, что никаких пыток в МОТБ-19 не было. Затем экс-начальница психиатрического отделения Дарья Позднякова призналась, что систему организовал Александр Лях.
В феврале суд признал бывших руководителей медучреждения виновными в организации «пыточного конвейера» в стенах психиатрического отделения. Александр Лях получил семь с половиной лет колонии, Дарье Поздняковой дали шесть лет колонии. На пять лет за решетку отправили психиатра Анастасию Поторочину. Они попытались обжаловать решение суда, но апелляция оставила приговор в силе.