В Ростове после снятия ограничений планируют создать локальный музыкальный лейбл. Открывать его собирается владелец магазина виниловых пластинок «Друг» Максим Бондарев. Он рассказал порталу 161.RU, что пришлось изменить в работе из-за коронавируса, какие пластинки покупали ростовчане этой непростой весной и чему хорошему научил кризис.
О том, как всё начиналось
— Мы с женой открыли магазин в феврале 2017 года. Бизнес-плана у нас не было, зато был энтузиазм. За эти четыре года мы сменили четыре помещения: начинали с «Кластера С52» на Суворова. Аренда там обходилась в 12 тысяч рублей за 10 квадратных метров.
Финансовая история магазина для меня выглядит как постоянные вложения. Даже трудно с ходу вспомнить, когда мы начали работать «в плюс». Но случилось это примерно через полгода после открытия.
О музыкальных вкусах ростовчан
— Я стараюсь, чтобы удовольствия были и недорогими в том числе — у нас есть категории пластинок по 300–400 рублей. Когда началась пандемия, я стал рекламировать через соцсети пластинки по средней и высокой цене — от 1500 рублей. Но в целом можно сказать, что товары недешевые. Удивительно, но среди покупателей есть и школьники, и пенсионеры. Во время самоизоляции ростовчане покупали музыку абсолютно разных жанров: Элла Фицджеральд, Metallica, Pink Floyd, Рианна.
О бонусах и переменах в работе из-за COVID-19
— Весной ростовчан ограничили в перемещениях, и я предложил клиентам бесплатную доставку пластинок. При этом ни в магазине, ни при доставке я не замечал глобальной паники среди клиентов. Только единицы просили оставлять товар на расстоянии и говорили, что после этого заберут.
Среди своих знакомых есть несколько человек, которые действительно боялись и волновались — они реально пересидели весну дома. Удивительно, ведь это не пожилые люди, речь о моих ровесниках.
О перспективах онлайна
— В нашем случае открыть интернет-магазин, казалось бы, очевидный вариант. И я планирую сделать сайт. Но всё же есть немало людей, которым важно прийти в реальный магазин, взять пластинки в руки, изучить обложку. Я воспринимаю онлайн-продажи как дополнение к основной работе.
В коронакризисе нашёл свои плюсы. Например, я научился правильно постить предложения в Сети. Раньше продающие посты я делал в Instagram очень дозированно и уделял внимание эстетике фотографии. С начала ограничений я стал делать подборки из девяти снимков с обобщающей фото и ценами. Такой прямой подход сработал: я могу показывать товар каждый день, и это не будет выглядеть навязчиво. Выручка, конечно, меньше, чем весной прошлого года, но в сложившихся обстоятельствах считаю, что наш результат по продажам очень хорош.
О продвижении ростовской музыки
— Мне интересно поддерживать локальную сцену: группы, сольные проекты, ребята-диджеи, которые играют сеты в клубах — как правило, они очень интересные. Мы же в одном городе живем, нужно быть вместе. В своем магазине я стараюсь представлять мерч наших ребят.
Я хочу создать небольшой лейбл. У меня много друзей-музыкантов, и всё, что они записывают, остается обычно для узкого круга «своих». А материал любопытный. Издавать эту музыку планирую на кассетах: винил все-таки дорогой.
Пандемия изменила формат работы большинства городских бизнес-проектов. 161.RU ранее писал о том, как руководство Bla Bla Hostel в самом центре Ростова пытается сохранить свой бизнес в условиях ограничений из-за коронавируса.