В России 2024-й объявлен Годом семьи. В федеральном правительстве объяснили: таким образом хотят привлечь внимание к теме родительства и решить проблемы демографии. Для этого запустили сразу несколько программ: улучшение условий проживания, оценка репродуктивного здоровья, капитальный ремонт образовательных учреждений и другие.
В последние годы в решение демографических проблем вовлечен и крупный российский бизнес. В течение года Минтруд популяризировал лучшие корпоративные практики поддержки работников с семейными обязанностями, молодых специалистов, а также профессиональных семейных династий. Как это отразилось на работе донских компаний, и что изменилось в их корпоративной культуре?
До Года семьи
Тенденция на популяризацию семейных ценностей на Дону наметилась задолго до указа президента о Годе семьи. По крайней мере, в производственной сфере. Еще в 2016 году в регионе запустили конкурс «Лучший социально ориентированный работодатель». Идея заключалась в создании безопасных условий труда для сотрудников, в том числе и потенциальных родителей. Учитывали много критериев: оценка и управление рисками на производстве, углубленные медосмотры, тщательный инструктаж сотрудников и многое другое.
Первое место на конкурсе последние 5 лет занимает Таганрогский металлургический завод, на котором есть специальные меры поддержки для семей сотрудников.
Также материальную помощь предоставляют родителям малышей, которые ходят в детский сад, и сотрудникам, у которых дети имеют инвалидность. Только за 2023 год на это выделили 20 миллионов рублей.
Миллионы на каникулы
По данным региональных компаний, объем выплат семьям на сотрудников вырос. Но речь не только о денежных выплатах как таковых. Многие предприятия помогают работникам с организацией досуга для их детей.
В этом году более 24 000 ребят из Ростовской области бесплатно отправили на отдых в летний лагерь. 350 школьников провели каникулы на побережьях Азовского и Черного морей в оздоровительных центрах — на это ТАГМЕТ направил 19,3 миллиона рублей.
Семейных заводчан поощряют и в их профессиональный праздник — после празднования Дня металлурга семья работницы Елены Рычковой уехала на подаренном новом автомобиле «Лада-Веста». А семье Гордиенко, у которой родилось сразу четверо дочерей, передали автомобиль ГАЗ «Соболь».
«Семейный» бизнес
Также Год семьи стал новым стимулом для решения кадрового вопроса. Чтобы обеспечить производства специалистами, работодатели подключаются к программам профориентации. Она начинается со школы: ребят водят на производственные экскурсии, также они могут поступить в профильные классы. Недавно ученики таганрогской школы сходили на экскурсию на ТАГМЕТ — им показали, как устроены системы оборотного цикла водоснабжения.
В регионе поддерживают трудовые династии — в этом году в Ростовской области наградили семью рабочих Гриценко-Василенко-Габрава. Ее общий стаж на металлургическом заводе составил 380 лет — это больше, чем возраст самого предприятия.
Оказываемую донскими предприятиями поддержку материнства, детства и социального партнерства оценили на муниципальном уровне. Удачные инициативы отмечают на ежегодном конкурсе «Коллективный договор — основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников». Тот же Таганрогский металлургический завод (он, к слову, входит в Трубную Металлургическую Компанию) победил в трех номинациях, одна из которых — «Оплата труда и социальные выплаты».