Мы продолжаем рассказывать вдохновляющие истории о девушках, для которых декрет стал мощной перезагрузкой. Они не утонули в дне сурка среди подгузников и кабачкового пюре, а смогли открыть свое дело и заработать на этом.
Наша новая история — про маму двоих детей Викторию. Во втором декрете она начала делать съедобные букеты. Продавала их в интернете, а потом вместе с мужем, который поначалу называл затею жены ерундой, открыла семейную мастерскую.
— По профессии я инженер-эколог, окончила Горный университет, но по специальности я не работала. Учебу совмещала с работой в торговом центре, на островке с соками. Сначала выжимала соки, потом была менеджером, потом управляющей, — рассказала Виктория.
Потом Виктория ушла в декрет, следом — во второй. Денег не хватало, она стала думать, как можно подзаработать, и наткнулась на съедобные букеты. Захотела попробовать сделать.
— Мы собирались на день рождения к другу. Я говорю мужу: «Давай подарим съедобный букет?» Стала показывать фото, на что услышала: «Ты ерунду не сочиняй. Давай сертификат подарим». Ну, сертификат мы и подарили. Но эта мысль меня не покидала, и перед Новым годом, в декабре я решила все-таки сделать мандариновый букет, — вспоминает Виктория.
В то время, в 2017 году, в городе не было ничего подобного, и такие подарки были в диковинку.
— Когда я только начинала, вообще не верила в успех. Купила упаковку шпажек, думаю, сделаю букет, а куда девать остальные, зачем я деньги потратила? Думаю, ну, попробую, почему бы и нет, — вспоминает Виктория. — Я нашла в интернете фотографию съедобного букета. Выставила это фото на «Авито», и у меня через 10 минут появился первый заказ. Позвонила девушка, сказала: «Блин, такой крутой букет, когда вы сможете такой сделать?»
Каких-то курсов по фуд-флористике тоже не было, всему приходилось учиться самой, методом проб и ошибок.
— Конечно, я искала на Youtube. Но там были такие видео, как быстро натыкали шпажки, по волшебству букет был готов, и упаковка сама собой ложилась. Но в реальности всё было сложнее. Я нигде не могла найти, как же правильно делать упаковку, мучилась первые полгода точно, а потом опытным путем разработала свой способ, — делится молодая мама.
Параллельно с объявлениями она вела страничку в Instagram, выставляла там свои букеты, подписывала: «Этот для Маши, этот для Алены». Но заказы оттуда практически не поступали.
— Тогда в соцсетях никто особо не продавал, и на меня работало только «Авито». Продавала там ненужные детские вещи, и на фоне всех этих шмоток появился мой первый мандариновый букет. С него всё и началось. Когда прошли новогодние праздники, я уже поняла, что буду этим заниматься, — поделилась девушка.
Вскоре после первых заказов заработало сарафанное радио — приходил один клиент и приводил за собой другого.
Виктория собирала букеты, пока дети спали, работала ночами. Родители не сразу ее поддержали, говорили: «Вот выйдешь из декрета, найдешь нормальную работу».
— На первых букетах я получила минимальную выгоду. У меня вообще не было понятия, сколько это может стоить. Я примерно назвала цену 500 рублей. Но я не рассчитала, что много бумаги буду выбрасывать, не всё будет получаться. Рублей по 100 зарабатывала поначалу и всё время боялась поднять цену. Думала, что перестанут покупать, но я ошибалась — рассказала Виктория.
Первый ощутимый заработок она получила после корпоративного заказа на 8 Марта — клиентов привела одноклассница мужа.
— Я не спала две ночи и смогла получить 30 тысяч рублей. На тот момент заработала практически столько же, сколько муж за месяц, — вспоминает девушка.
Потом, видя успехи жены, к созданию съедобных букетов подключился муж Дмитрий, а также бабушки и дедушки. Супруг закупал продукты, развозил заказы, пока не было курьера. Название придумал папа Вики. Он делал первые ящики и вырезал на них свои инициалы. Получился такой ярлычок — ОК. Так и назвали: «Ок-букет». Еще через два года муж ушел с работы, и съедобные букеты стали семейным бизнесом.
— Я делала букеты практически без выходных, все праздники, была совершенно без отпуска. Зато был стабильный доход около 100 тысяч, — поделилась Виктория. — На этом этапе мы решили открыть свою первую мастерскую. Это было огромной тратой. Мы сняли помещение в 70 квадратов, наняли двух флористов, бухгалтера, девушку на ведение соцсетей. Была большая аренда, много денег съедало электричество на холодильных установках, и мы работали практически в ноль. Это было невыгодно. Мы проработали так полгода. Настроение уже было никакое, всё хотели закрывать.
После этого супруги нашли маленькое помещение и переехали туда.
— Там аренда была копейки, но места было очень мало. В праздничные дни было некуда поставить букеты, а сейчас переехали в свою третью мастерскую, помещение тоже небольшое, но там уже хватает места. У нас работают два флориста, менеджеры, у нас полноценная команда. Сейчас в день мы делаем от 10 до 20 букетов, — рассказала девушка.
На руку Виктории сыграла пандемия. Много магазинов было закрыто, а они работали на доставке. За время локдауна они смогли заработать больше обычного.
Большинство заказов сейчас идет через Instagram и через сайт. Еще есть много клиентов, которые просто увидели вывеску и зашли.
— Мы решили развиться дальше, в сентябре открыли свои курсы — запустили онлайн-школу. Учиться к нам приходят ученики из Саратова, Новосибирска, Екатеринбурга. Это мамы в декрете, люди, которые хотят реализовать себя в творчестве, — поделилась Виктория.
По ее словам, найти какой-то заработок в декрете может любая мама — было бы желание.
— Сейчас много возможностей есть в интернете. К чему лежит душа — то и делайте, сейчас можно продать всё, можно сделать всё что хочешь, — говорит Виктория.