Областное правительство после двух недель согласилось на требования ростовских рестораторов: с 10 августа общепиту разрешили работать в полную силу. 161.RU пообщался с владельцами заведений, которые сумели сохранить бизнес в пандемию.
По информации регионального пресс-центра по коронавирусу, только треть ресторанов и кафе Ростовской области смогли перестроиться и продолжить работу в условиях ограничений. Чтобы остаться на рынке, заведениям пришлось работать навынос и развить систему доставки.
— В области зарегистрировано 6578 объектов общественного питания, из них общедоступных — 4794. С введением ограничений навынос и доставку работали 1209 заведений, 378 предприятий оказывали услуги на летних верандах, — сообщил корреспонденту 161.RU руководитель пресс-центра Сергей Тюрин.
Не все дождались отмены ограничений для общепита. Так, владелец группы компаний «Винегрет» Максим Коган решил продать два своих ресторана. Объявление о готовности к сделке бизнесмен опубликовал в своем Facebook 14 мая. О каких именно заведениях шла речь и в чем конкретная причина сделки, Коган корреспонденту 161.RU не уточнил.
Еще весной, чтобы привлечь новых клиентов и удержать постоянных, некоторые заведения придумали специальные акции. Например, в кофейне и магазине «Книжный» решили раздать всем бонусные карты с начисленными баллами — их можно было обменять на порцию кофе. Совладелец заведения Артур Акопов считает, что это был перспективный ход.
— Давать оценку эффективности [электронной бонусной системе] рано. Сейчас у нас более 500 активных пользователей. Скоро мы презентуем бота, который автоматизирует большинство процессов взаимодействия с «Книжным», — рассказал корреспонденту 161.RU Акопов.
По его словам, последствия COVID-ограничений станут яснее ближе к концу года. Многие предприниматели расширили кредитную линию и увеличили долговую нагрузку на свой бизнес.
— Мы поняли, что нужно быть гибче. Для многих проектов кризис стал хорошим толчком: кто-то наладил доставку, кто-то создал летние площадки, другие разработали программы лояльности. Успех нашей отрасли напрямую зависит от благосостояния гостей. Старый добрый принцип «люди будут есть всегда» не такой монументальный, как нам казалось ранее, — добавил Акопов.
Владелец сети «Есть и пить» Вадим Калинич заявил в комментарии 161.RU, что пандемия заставит общепит работать по-новому. По мнению ресторатора, должны исчезнуть заведения полного цикла, а нужно начать пользоваться готовой продукцией от профильных кухонь и пекарен — это позволит сократить расходы.
Управляющий рестораном грузинской кухни «Кинза» Марк Котляр считает весеннее закрытие общепита безрассудным и нелогичным решением властей.
— Цепочка должна строиться от ресторанов до торговых центров и гипермаркетов. Если наши залы воспринимают как точки с потенциально высокой вероятностью заражения, то магазины в этом плане даже опаснее. Заведения бы без труда соблюдали все предписания по дезинфекции помещений и дистанцированию, никакой сложности в этом не было. Санитарные нормы для нас и до пандемии были строже, чем в продуктовых магазинах, — сказал Котляр.
Котляр подчеркнул, что в апреле — июне многие ростовчане потеряли работу и теперь думают, на что рациональнее тратить деньги:
— Рестораны не стоят на первом месте «хотелок», которые испытывает население. Востребованными будут заведения с качественной, добротной едой по адекватной цене, чтобы можно было прийти семьей, покушать и не потратить при этом весь бюджет.
В этих уникальных для рынка условиях в Ростове заработали новые заведения. В Газетном переулке наконец открыли реберную Басты, а пекарня «Кекс», принадлежащая сети «Хорошие рестораны», обзавелась еще двумя точками — на углу Садовой/Чехова и в том же Соборном.
— Произошедшее во всем мире, связанное с пандемией, — это глобальный эксперимент стран над своими народами. Они посмотрели, можно взять и одномоментно остановить жизнь. Эксперимент не удался, — заключил Котляр.